Скульптор и Гражданин. Жительница города Конаково ставит рекорды в творчестве и неравнодушна к проблемам общества

Первый этаж, второй, третий… Путь до пятого этажа женщине с палочкой дается нелегко – впрочем, также трудно давалась и вся жизнь. Но сила духа, которой нашу героиню наградила природа, а быть может – сам Господь Бог, позволяет преодолевать любые трудности и  ставить всероссийские рекорды, удивляя окружающих красотой творчества и неиссякаемым жизнелюбием.  

В небольшой комнатке на пятом этаже типового советского общежития уже двадцать лет живет и творит конаковская рукодельница Рахима Сугдуллаевна Исаева. Семнадцатиметровое пространство служит ей одновременно и спальней, и мастерской. Как же умещаются здесь скульптуры? Ответ прост – они очень маленькие, целая галерея этих искусно вырезанных фигурок занимает всего треть письменного стола.

Профессионального творческого образования Рахима Исаева не приобретала. Да, и вообще, большая часть ее жизни до выхода на пенсию была сурово прозаичной.  Родилась в 1947 году, в столице Узбекской ССР — Ташкенте, куда ее мать, коренную москвичку, во время войны отправили в эвакуацию. Через некоторое время семья перебралась в Казахстан. Здесь девушка окончила техникум по профессии повара, устроилась работать в офицерскую столовую в военном городке. Встретила и полюбила красивого парня в погонах. Счастливые супруги с нетерпением ждали появления малыша, но  буквально за несколько дней до родов муж Рахимы трагически погиб. Дочь пришлось воспитывать одной, а через семь лет у женщины родился сын. К сожалению, новая попытка обрести надежную мужскую половину оказалась неудачной и, чтобы самостоятельно поднять двух детей, приходилось трудиться и «за маму», и «за папу».  Тяжелая работа в общественной столовой дала о себе знать – все чаще стали беспокоить боли в спине. Врачи поставили серьезный диагноз —  грыжа позвоночника. Грыжу удалили, но начали тревожить ноги. Снова больница и новый диагноз – атрофия мышц. Одну ногу предлагали даже ампутировать, но Рахима категорически отказалась. После череды сложных операций и длительного лечения в специализированных клиниках разрушение мышц удалось остановить, но  частичная парализация ног осталась — с тех пор женщина не может передвигаться без помощи трости.

А тем временем пришла новая политическая эпоха. СССР распался, а коренное население бывших союзных республик стало враждебно относиться к русским и всем русскоязычным. Сначала из Казахстана вынуждены были уехать дочь и сын, а в 1998 году в Россию приехала и сама Рахима Сугдуллаевна. Вот как она вспоминает то время.

— Дочь с мужем и двумя детьми скиталась в Москве по съемным квартирам. А я приехала в Конаково к сыну, где ему, как вынужденному переселенцу, в качестве временного жилья предоставили 10-метровую комнатушку в общежитии. Так и жили с ним почти три года, пока мне отдельную комнату не дали.  Трудно выживали – да не то слово! Сейчас даже брезгливо об этом вспоминать: чтобы купить что-то к столу, приходилось собирать бутылки. Например, вижу в сквере на лавочке компанию парней — пьют пиво. Сажусь напротив и жду, когда они уйдут, брать пустые бутылки при них было стыдно. Несу тару в приемный пункт, а там уже «контингент» соответствующий собрался, кричат мне: «Мамаша, давай скинемся, а то на опохмелку не хватает!». А мне от выручки с бутылок едва хватало на хлеб, макароны, да еще на мыло…

Кто тогда мог предположить, что обычное туалетное мыло станет необычным материалом для крохотных скульптур, которыми сегодня многих удивляет и радует Рахима Исаева?

Однажды Рахиму Сугдуллаевну  привлек странный газетный заголовок: «Русские лучше всего делают по-маленькому». Оказалось, речь шла о российских творцах малых форм  —  помните знаменитую повесть Лескова о Левше, подковавшем блоху? Как выяснили авторы той статьи, и в настоящее время среди наших соотечественников находятся  чудо-умельцы, один из которых, к примеру, выточил металлическую копию боевого пистолета, проходящую сквозь игольное ушко!

Нахлынули воспоминания. Когда Рахиме было 12 лет, они с матерью приехали в Москву погостить у родственников, и зашли ГУМ. От непривычного для казахстанской глубинки изобилия разбежались глаза. Платья, игрушки, различная бижутерия… как вдруг внимание привлекла одна из витрин – за ее стеклом красовались скульптуры из кости. Эта изящность и красота настолько поразила девочку-подростка, что она на какое-то время впала в ступор. Испуганная  мама насилу оттащила дочку от загипнотизировавшей ее витрины, но перед глазами Рахимы еще долго  стояли маленькие олени, мамонт, собачья упряжка…

Но как создать подобное в домашних условиях, когда под рукой нет ни благородного материала, ни специальных инструментов для резьбы? Внезапно взгляд упал на брусок белого мыла, который Рахима Сугдуллаевна только что купила и еще не успела попользоваться им по назначению.  «Что ж, Роден создавал свои скульптуры из мрамора, а если включить воображение, чем мыло уступит мрамору?», — подумалось тогда. Нашелся и маленький медицинский скальпель. Руки принялись за дело – и через некоторое время кусок мыла без всякого волшебства превратился  в девочку с цветами, названную Флорой. Потом  из-под скальпеля стали появляться фигурки животных, копии мебели и посуды, сюжеты из древних мифов и цепочки, которые мастерица создавала без использования клея. Женщина почувствовала, что у нее открылся дар! Но оценят ли его другие?

— Я позвонила в библиотеку, рассказала, так, мол, и так, хочу, чтобы кто-то посмотрел мое творчество, — говорит Рахима Исаева. – В ответ мне предложили организовать персональную выставку. Я, разумеется, волновалась, особенно, когда в конце первого дня выставки взяла в руки Книгу отзывов. И первая запись в ней была знаете какая? «Ну, Вы и даёте!». Одним словом, восторг!

 С тех  пор Рахима Сугдуллаевна полностью отдалась творчеству. Не только из мыла, но и из пластилина, и из глины, и даже из фруктов в ее чутких руках рождались маленькие шедевры, получившие высокое признание на уровне страны. Рахима Исаева — единственный в Тверской области человек,  дважды попавший в Книгу рекордов и чудес России «Диво». Первый чудо-рекорд — это цепочка длиною 76 сантиметров, которую рукодельница вырезала из куска мыла, длина которого составляла всего… 9 сантиметров!  И все это без вставок и склейки! А второй рекорд – непрерывные цепочки из кожуры грейпфрута и памело, превзошли  ее «мыльный» рекорд, растянувшись более чем на 8 и 17 метров.

Скульптор-самородок Рахима Исаева неоднократно становилась лауреатом творческого конкурса, который один раз в два года проводит международный фонд «Филантроп». Работы конаковской мастерицы хранятся в восьми музеях трех городов. В Твери они представлены в Доме народного творчества, в краеведческом музее и музее имени Лизы Чайкиной. В Москве  – в квартире-музее Николая Островского «Преодоление»,  в бывшем особняке княгини Зинаиды Волконской, а также в музее передачи «Поле чудес». В эфире этой передачи Рахима Сугдуллаевна побывала в 2007 году, перед тем, как попасть туда, она сшила куртку из одних пуговиц, очень удивившую Леонида Якубовича. Именно эту куртку Леонид Аркадьевич и отправил в музей передачи. А еще видеозапись с конаковской рукодельницей показывали в программе «Сам себе режиссер». В рубрике «А вам слабо?» женщина поразила ведущего и телезрителей 2-сантиметровыми вязаными носочками  и валеночками, а также слепленной из глины микроскопической домашней утварью. Помимо создания малых форм мелкой пластики, талантливая женщина вышивает картины перламутровыми пуговицами. Кстати, за 6 лет она собрала самую большую коллекцию пуговиц из разных городов России — 24150 штук. Чтобы пуговки не растерялись, мастерица нашила их на 34 квадрата из ткани. Все пуговицы рассортированы по цветам и материалу, черные — с черными, красные — с красными, а железные — с железными. Среди железных, например, есть 30 пуговиц, на которых изображены гербы разных стран. Есть и раритет — пуговка 1859 года. Сейчас вся коллекция находится в Конаковском краеведческом музее.

Рахима  Исаева активна не только в творческой жизни, но и в общественной. Ее беспокоит отношение верховной власти к своему народу, равнодушие местных чиновников к городским проблемам.

— Я ходила на митинги  против повышения пенсионного возраста. Обидно, что для молодежи уготована такая судьба. Не могу смириться с тем, как государство унижает маленькими пенсиями инвалидов. Как прожить человеку на восемь, девять тысяч в месяц? Пускай в нашем правительстве поэкспериментируют  на себе, как выжить на эти деньги, может тогда голова прояснится?

В качестве доказательства черствости и равнодушия местных чиновников, Рахима Сугдуллаевна привела пример давнишней проблемы с понтонным мостом через реку Донховка. Сегодня этот пешеходный мост, соединяющий «старое» и «новое» Конаково, своим видом больше напоминает полосу  препятствий из телепередачи «Русский ниндзя». Во время весеннего половодья края моста принимают форму угла с наклоном почти 90 градусов.

— Много раз обращалась, писала письма в администрацию, местным депутатам, но дело с мертвой точки не двигается, — вздыхает Рахима Исаева. —  А ведь пройти по такому мосту тяжело даже физически здоровому мужчине. Что уж говорить о стариках, инвалидах, детях, мамочках с колясками? А если учесть, что перила по периметру моста частично отсутствуют, рано или поздно это может привести к трагедии…

На прощание Рахима Сугдуллаевна подарила нашему корреспонденту искусно вырезанную цепочку. Будто невзначай подумалось: «В Советском Союзе и русские люди, и люди других национальностей были звеньями одной цепи, которую трудно было разорвать. Теперь же все разобщены, даже русские. Поэтому со страной и народом можно сделать все, что угодно. Так не пора ли людям труда вновь стать единой цепью, которая обуздает алчность стоящих над нами чиновников?»


Похожие записи

Оставить комментарий