Паллиативная медицинская помощь в Тверской области: лед тронулся?

В феврале 2019 Государственная Дума приняла в окончательном чтении закон об организации паллиативной медицинской помощи в России. Дело в том, что в нашей стране  насчитывается около 1 300 000 граждан, страдающих от неизлечимых заболеваний, и из-за несовершенства законодательства их последние дни проходят в мучениях для самого больного и его семьи. Новый закон предполагает, что нуждающиеся получат специализированную медпомощь не только в специальных учреждениях — хосписах, паллиативных отделениях стационаров, но также в дневных стационарах по месту жительства и на дому. Также документ конкретизирует права пациентов на оказание такой помощи. И в частности, на применение наркотических средств для уменьшения боли.

Недавно в Твери скончался наш коллега, фотокорреспондент Юрий Сурин, на трагическом примере которого тверская общественность столкнулась с тем, как несовершенна на данный момент паллиативная медицинская помощь в областном центре. Фактически она находится еще в зачаточном состоянии. Что же было сделано в этом направлении в Тверской области к нынешнему моменту и что будет сделано в 2019 году? Давайте обратимся к фактам.

Паллиативная медицинская помощь в Тверской области в соответствии с приказом тверского Минздрава оказывается с июля 2018 г. в 26 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения на 345 койках, включая 3 койки детских. Общее число пациентов, получивших паллиативную помощь в 2018 году, согласно данным министерства, составило 4856 человек, из них 35 ВИЧ — инфицированных. Количество получивших паллиативную помощь в амбулаторной форме в 2018 году составило 206 человек, в стационарных условиях — 4650 человек, в том числе 28 детей.

Также в 2018 году региональным министерством здравоохранения произведена закупка необходимого медицинского оборудования на сумму более 46 млн. рублей  и наркотических лекарственных препаратов для обезболивания на сумму почти миллион рублей. В 2019 году за счет средств федерального бюджета запланирована закупка медицинского оборудования и лекарственных препаратов на сумму более 63 млн. рублей.

Очевидно, что большая часть пациентов, которым оказывалась паллиативная помощь, проживают в областном центре. Тем не менее, специализированная медпомощь для тяжелобольных людей появляется и в районах области. В 2018 году открыто 2 кабинета паллиативной медицинской помощи в Кимрском и Калининском районах, а в текущем году кабинеты оказания амбулаторной паллиативной медпомощи были открыты в Оленинском, Бологовском и Бежецком районах, планируется открытие дополнительных двух коек в Вышневолоцкой ЦРБ.

Министерством здравоохранения Тверской области утвержден перечень медицинского оборудования для закупки и организации паллиативной помощи детям на дому, согласно заявкам главврачей медицинских организаций по территориальному принципу. Проводится работа по организации деятельности выездной паллиативной службы.

Конечно, этого еще явно недостаточно. Если посмотреть по приведенным выше данным, то очевидно, что даже по территориальному принципу паллиативной помощью совсем не охвачено более половины Тверской области. Другой вопрос — сколько нужно средств, чтобы полностью решить эту проблему.  Например, на паллиативную помощь из федерального бюджета выделили 4 млрд. рублей. В разы больше денег должны выделить бюджеты регионов, в том числе бюджет Тверской области. У нас пока нет информации, насколько полным является финансирование паллиативной медицинской помощи из региональной казны, однако ясно наверняка, что это финансирование необходимо наращивать.

Еще один важный момент. В Тверской области почему-то сложилось клише, будто паллиативная помощь — это только помощь для умирающих, между тем в некоторых регионах, в частности в Москве, сложился иной подход к проблеме. Ведь есть категория больных, страдающих от неизлечимых болезней, таких как детский церебральный паралич или аутизм, с самого рождения. Им тоже нужна помощь, социализация для включения в общественные процессы, но это стоит дороже, чем колоть обезболивающие средства для умирающих.

Нужны специальные лекарства, тренажеры, кабинеты с соответствующим оборудованием, методики и врачи с необходимым опытом. Нужны специалисты, которые будут посещать таких больных на дому, оказывать помощь, в том числе и психологическую. Есть ли все это в Тверской области? Боюсь, что нет. А значит, что работы в этом направлении еще более, чем достаточно.


Похожие записи

Оставить комментарий