Тридцать тысяч? Нет, не слышали… Ржевский учитель — о реальной зарплате и других проблемах провинциальной школы

В преддверии нового учебного года тверской Росстат опубликовал спорную информацию. По подсчётам статистической службы средняя зарплата учителей в нашей области – 32 тысячи. Это вызвало недоумение у многих педагогов. Вспомнили анекдот про среднюю температуру по больнице, а некоторые называли информацию Росстата откровенной ложью.

Насколько соответствует действительности цифра, озвученная статистическим ведомством, мы решили спросить у рядового учителя – Константина Валерьевича Ивановского — преподавателя биологии и химии в школе № 3 города Ржева, который также рассказал о других проблемах современной школы.

  • Так верна ли информация о зарплате?

— Реальная зарплата большинства учителей в регионе, конечно же, намного меньше. Для начала  поясню, из чего складывается оплата труда педагога. Ставка учителя в школе составляет 7900 рублей «грязными». За эти деньги учитель должен отработать 18 часов в неделю. Разумеется, на такие деньги прожить невозможно, поэтому большинство преподавателей вынуждены работать на две ставки.  Учитель берёт дополнительное количество часов (полторы ставки — 27 часов и выше) и, естественно, нагрузка на него сильно возрастает.

Сейчас в школах работает немало педагогов, уже получающих учительскую пенсию. Педагогический состав стареет.  И, действительно, если суммировать пенсию с зарплатой, у некоторых на выходе получается порядка 30 тысяч. Но молодым педагогам о таких суммах приходится только мечтать, их реальная зарплата, с учётом колеблется в пределах примерно 16-17 тысяч – это с учётом полутора-двух ставок и стимулирующих выплат. Неудивительно, что молодёжь в тверской глубинке не идёт работать в школу.

  • По поводу стимулирующих надбавок

— О стимулирующих скажу отдельно, поскольку, по моему мнению – это пролог для коррупции в школе. Эти выплаты составляют от 30 до 50 процентов к зарплате учителя. Вопрос о выплате стимулирующих фактически решает директор учебного заведения. То есть, дать или не дать стимулирующие в конечном итоге может зависеть от отношения руководителя школы к тому или иному преподавателю. Если директор хочет наказать работника – он может легко это сделать, лишив стимулирующих выплат, при этом каких-то реальных обоснований для лишения практически не требуется. Так что, в случае чего,  с «неугодными»  администрация школы может расправиться очень легко.

  • Учителя обидеть может каждый

— Вообще, учителя сегодня практически не защищены. Если в советское время был подход, когда в школе полностью главенствовали учителя (я считаю, это тоже было не совсем правильно), то теперь вся власть в руках у учеников и их родителей. Например, ученик в классе ведёт себя безобразно. Но я ничего не могу с этим сделать, завуч и директор, в принципе, тоже бессильны. Были случаи, когда учителя писали заявления в городской отдел образования, но в 99 процентов случаев отдел образования встаёт на сторону учащихся, даже в тех случаях, когда в адрес учителей звучат откровенные оскорбления. Говорят, ну, мол, что тут такого, ничего страшного, ребёнок был в состоянии аффекта, его надо понять и простить. Но, представьте, сегодня ученик безнаказанно обозвал учителя, а завтра? Ударит его?  Такой чересчур либеральный подход приводит к тому, что в школах начинает происходить откровенный бардак. Родители начинают ставить свои правила: не понравился учитель – пишут заявление и отказываются от него. Педагога могут уволить неизвестно за что, причём с последующим запретом на профессию.

  • Отчетность занимает очень много времени

—  Непосредственная задача учителя – обучать детей. Но ГОРОНО заваливает преподавателей кучей отчётности, на мой взгляд, совершенно ненужной. Например, с нас требуют, чтобы мы тщательно вели электронный журнал, но технически это делать очень трудно, он постоянно «зависает». Всё это отнимает очень много времени, уровень требований явно не соответствует существующей зарплате.

Поэтому не приходится удивляться, что  молодые преподаватели увольняются из школ и уезжают в Подмосковье или Москву. Работа там аналогичная, но с гораздо более высокими уровнем доходов. А пожилые преподаватели всё чаще уходят в репетиторство.

Великому политическому деятелю прошлого Отто фон Бисмарку приписывают  слова о том, что в войне за объединение Германии победил не прусский солдат, а прусский учитель. Об авторстве этой фразы сейчас спорят, но суть её  не меняется – только при достойном отношении государства к учителям можно надеяться, что школа вырастит достойных членов общества.

Наша справка.

Ивановский Константин Валерьевич .  Родился 15 мая 1977 года в городе Ржеве Тверской области. Учился в школе № 8 города Ржева, в 1994 году поступил в Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева. В 2000 г закончил МСХА им. К.А. Тимирязева по специальности ученый агроном-агрохимик.

 В 1996-1998 годах проходил языковую стажировку в Пекинском университете языка и культуры (КНР). В 1999 году проходил 3-месячную сельскохозяйственную практику в земле Баден-Вюртемберг (Германия).

 В 2000 году поступил в аспирантуру Всероссийского научно-исследовательского института агрохимии, где также работал старшим научным сотрудником в лаборатории биологического азота, в 2005 году защитил научную диссертацию. Кандидат биологических наук.

  С 2007-2012 гг. работал тренером-преподавателем по баскетболу в спортивных школах города Ржева.

 С 2017 года преподаёт биологию и химию в школе № 3 города Ржева.


Похожие записи

Оставить комментарий