Управление «по борьбе с информационной политикой», или Проделки тверского «Пескова»

Продолжаем публиковать беседу с бывшим директором Верхневолжской ассоциации периодической печати  Марией Саган.  Первая часть здесь. Как и обещали, сегодня мы коснемся Управления информационной политики Правительства Тверской области и его руководителя Юрия Исакова.

Мария Аркадьевна Саган — одна из ведущих журналистов Верхневолжья. В профессии – 20 лет. Творческий путь начинала в «Удомельской газете», неоднократно побеждала в конкурсах журналистского мастерства.  С 2013 по 2016 годы работала редактором подмосковной газеты «Ногинск сегодня». В 2016 году вошла в пул журналистов губернатора Тверской области.

В 2017 году возглавила Верхневолжскую ассоциацию периодической печати. В обязанности этой организации входит заключение трудовых договоров с редакторами, распределяем рекламы между районками,  обучение редакторского состава, подготовка кадрового резерва из числа молодых журналистов, организация профессиональных фестивалей и творческих конкурсов. Еще одна серьезная задача —  работа с главами муниципалитетов и правовая поддержка редакций. А главное — отстаивание интересов печатных СМИ в областном Правительстве.

В апреле этого года Мария Саган была вынуждена покинуть пост директора ВАПП. О том, что побудило ее принять такое решение, Мария Аркадьевна рассказала нашему корреспонденту.  Интервью получилось достаточно большим: бывший руководитель ВАПП указала на многие скрытые нарывы официальной тверской журналистики, поведала, чем сегодня живут и дышат такие структуры, как Управление информационной политики губернатора, РИА «Верхневолжье», региональное отделение Союза журналистов России.

— Мария Аркадьевна, можно сделать вывод, что руководство Управления информационной политики губернатора  очень смутно понимает функционал  печатных СМИ и их место в жизни региона. Как же в таких условиях строится информационная политика?

— Информационная политика?.. Я не понимаю, есть ли она в регионе вообще. По крайней мере, за пределами Твери информационной политики нет уже третий год. Взаимоотношения Управления с газетами выстроено в следующем ключе: раз в неделю газеты печатают одну полосу «Губерния», которую готовят в ГАУ РИА «Верхневолжье». Ну и еще из Правительства по 0,5 полосы присылают материалов о стратегических инициативах Президента и пр. Материалы низкого качества, редактора сами переделывают статьи. Видимо, по мнению Управления информационной политики, вся политика районных газет должна сводиться к размещению спускаемых сверху пресс-релизов.

Губернатор полностью дистанцировался от СМИ. За последние три года с ним не было проведено ни одной «живой» пресс-конференции. То есть, пресс-конференции как бы были, но по заранее заготовленным вопросам. Районным газетам настойчиво рекомендуют  не задавать губернатору свои, местные, волнующие население того или иного района вопросы, а заранее составить список общих вопросов, в целом по области. Но для чего тогда эти пресс-конференции проводятся вообще? Для галочки в медиарейтинге или для живых людей, в том числе и тех 800 тысяч человек, что не живут в областном центре?

Не считая «постановочных»  пресс-конференций, районное сообщество журналистов больше никуда не приглашают, и видеть нигде не хотят. Ни на каких важных в масштабах области событиях.

— Может, причина всего этого в том, что во главе Управления информационной политики региона стоит не совсем компетентный человек?

— Когда нынешний руководитель Управления Юрий Исаков работал главным редактором «Тверских ведомостей» — он был на своем месте. Но вот случилось новое назначение… Думаю, главная проблема Исакова в том, что он чисто тверской журналист, специфики работы районных СМИ не знает, не знает, что происходит за пределами областной столицы да и не пытается в это вникать. Отношение коллективов районных газет к Исакову, прозванному «тверским Песковым»,  негативное по той причине, что за все время, пока он «рулит» информационной политикой, редакции не увидели от него даже моральной поддержки ни в одном вопросе.

На фото руководитель Управления Юрий Исаков

Вспоминается юбилей «Ржевской правды». Люди просили денег у Исакова не на застолье, а на оцифровку номеров газет, которые были вывезены в годы войны из Ржева и сохранились в единственном экземпляре в Книжной палате Санкт-Петербурга. За каждый номер газеты Книжная палата затребовала по 2000 рублей, а номеров – сотни. Законодательное Собрание Тверской области, узнав, для чего газете нужны деньги, решило помочь, но при этом Сергей Голубев попросил составить официальное письмо за подписью Исакова. Но Юрий, естественно, никакого письма подписывать не стал. Более того – предложил написать на Заксобрание письмо с предложением дать денег ВАППу, чтобы мы смогли помочь, к примеру, газете «Кимры Сегодня», которая так удачно по заданию Правительства убрала в Кимрах с поста мэра коммуниста Романа Андреева.

 

— Возникает вопрос, нужны ли вообще областному Правительству районные газеты?

— Редакторы этот вопрос мне задают постоянно. Да, в принципе, конечно же,  нужны. Ведь  на самом деле ни «МК», ни «Тверские ведомости» и ни «АиФ» с «КП» «делают» выборы в муниципалитетах, а именно маленькие коллективы районок.  Которым до сих пор доверяют читатели, и на которые до сих пор подписываются по всей Тверской области, ведь 70 тысяч газет – это реальный, не дутый тираж.

Другой вопрос, чем отвечает область, что она хочет от районок помимо выборов? Два года подряд я просила Исакова обрисовать хотя бы в двух словах: что от районок хочет Правительство? Итогом было невнятное: «Я как-нибудь напишу, конечно, концепцию…». В результате нет ничего — ни концепции, ни  реальной поддержки. Зато из Управления вываливаются пачками пресс-релизы, которые читателям районных газет, я думаю, давно осточертели.

Еще один показательный момент: выход районных газет в Интернет-пространство. В 2017 году Игорь Руденя дал поручение Правительству помочь газетам с разработкой сайтов. И они были сделаны, но с поддоменными именами третьего уровня (поясню, что такой тип сайтов не адаптирован под мобильные устройства, со смартфона, например, их просматривать невозможно). Но основная проблема даже не в этом, а в том, что сайты в плане функциональности и дизайна выполнены настолько плохо, что рекламодатели отказываются от сотрудничества в редакциями. После нескольких месяцев обсуждений этой проблемы, Юрий Исаков предложил решать проблему доведения сайтов до ума самим редакциям.

Далее: с 2017 года районным газетам было зарезано финансирование обучения молодых редакторов и верстальщиков.

Наконец, дело дошло до того, что  Юрий Исаков поставил перед своим Управлением задачу изменить методику распределения субсидий из областного бюджета, чтобы она стала более понятной. Но вскоре выяснилось, что по новой методике, которую по просьбе Исакова разработал сотрудник Управления Владислав Соколов, финансирование 13 районных газет снизится от 250 до 700 тысяч рублей.

С этого года районкам субсидии стали давать ежеквартально, что ещё сильнее ударило по финансовому состоянию газет. Раньше районки получали два транша — 70%  в мае и 30%  в октябре. Теперь же они получают меньше средств и не могут «дорасплатиться» с кредиторской задолженностью, перестают вовремя  платить зарплаты и налоги.

Я пыталась повлиять на Исакова, направляла письма заместителю губернатора Андрею Ищенко, добивалась личной встречи с Игорем Руденей, которую жду уже полтора года. Исаков лично звонил мне по телефону и просил отказаться от встречи с Руденей, пообещав «закрыть все вопросы». Но ничего не изменилось…

В общем, область наглядно демонстрирует, что совершенно не заинтересована в развитии районок. Кстати, в последнее время Юрий Исаков рьяно пытается присовокупить к районкам РИА «Верхневолжье», которое, в принципе, никакого отношения к ним не имеет и иметь не должно.

— Мария Аркадьевна, тогда следующий наш вопрос будет о РИА…

 

Продолжение следует


Похожие записи

Оставить комментарий