Наше собачье дело. Областная власть озаботилась созданием государственных приютов для домашних животных, однако с этой заботы может получиться большой скандал и противостояние с общественниками

Сначала обратимся к истории вопроса. В декабре 2018 года был принят долгожданный закон «Об ответственном обращении с животными», разработка длилась 7 долгих лет. Но когда утихли первые восторги по поводу этого знаменательного события, россияне вчитались в текст самого закона. И он вызвал множество вопросов, как у простых граждан, так и у зоозащитников.

Одной из болезненных тем является отказ хозяев от своего животного. Теперь его нельзя просто выгнать на улицу. Хозяева либо передают своего питомца  другому владельцу, либо ищут приют. Также закон категорически запрещает отстреливать безнадзорных собак и кошек, когда животное страдает от тяжелого неизлечимого заболевания, то его можно усыпить гуманным способом в спецучреждении, и никак иначе. А здоровые бездомные животные должны доставляться в приюты, где их стерилизуют и чипируют. И,  если животное не проявляет агрессии, его отпускают в привычную среду.

Только вот где этот приют найти? Например, на территории Тверской области не существует ни одного действующего муниципального приюта. Есть один муниципальный приют, уже год как построенный на государственные деньги в Больших Перемерках , но он не работает, потому что до сих пор нет нормативно-правовой базы. Правительство Тверской области, которое это должно сделать, пока не торопиться.

Бездомными четвероногими друзьями  занимаются исключительно частные лица. Никакого бюджетного финансирования они не имеют, а получают помощь только от неравнодушных людей. Фактически, такие  организации всегда балансируют на грани выживания.

Согласно закону «Об ответственном обращении с животными», уже с 1 января этого вся страна должна была перейти на схему работы с безнадзорными собаками и кошками: «Отлов–стерилизация–вакцинация– чипизация -выпуск». Стерилизовать, сделать прививки и чипировать животных необходимо в муниципальных приютах, которых, повторимся, в Тверской области нет ни одного действующего.

Фото: Руководитель  Главного областного  управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Артем Строгонов

Но, похоже, областная власть озаботилась, наконец, созданием государственных приютов, решив забрать на областной уровень полномочия муниципалитетов. В среду, 21 октября, на заседании комитета Законодательного собрания региона по аграрной политике был представлен проект решения о реализации в Тверской области положений ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Руководитель  Главного областного  управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Артем Строгонов озвучил планы регионального Правительства.  В частности, предложено осуществить строительство на территории Тверской области 4 государственных приютов, которые будут являться структурными подразделениями учреждений ветеринарии. Приюты предполагается создать по межмуниципальному принципу: в Твери, Калининском районе, Ржеве и Бежецке. Для реализации этих планов подготовлен ряд постановлений и материалов, которые направлены губернатору Тверской области И.М.Рудене. И в случае принятия положительного решения по данному вопросу реализация их начнется с 28 февраля 2021 года.

Но у этих проектов есть подводные камни. Например, отдалённость межмуниципальных приютов. Только представьте, что из Жарков бездомных животных придётся везти в Ржев, а из Вышнего Волочка, например, куда?!  Много времени уйдет на подготовку проектно-сметной документации, кроме того, необходимо найти деньги на строительство приютов и содержание животных.

В рамках информации на заседании комитета ЗС ТО по аграрной политике прозвучала информация, что сейчас на территории региона якобы  насчитывается порядка 15 частных приютов общественных организаций. У ветеринарных служб к ним много вопросов. Согласно закону,  к содержанию животных в приюте предъявляются особые требования. Например, животные должны маркироваться неснимаемыми и несмываемыми метками. Также их должны осматривать и прививать. В приюте должны нанимать персонал для ухода и заключать договор с ветеринаром…  Конечно общественники, которые занимаются спасением животных, таким требованиям не отвечают.  

Член постоянного комитета ЗС ТО по аграрной политике  Артем Гончаров прокомментировал ситуацию:

— Это хорошо, когда государство в этом направлении начнет исполнять свои обязанности. Но… Сегодня чиновники не видят место для так называемых частных приютов бездомных животных, то есть для работы общественников в этом направлении. К сожалению, в обсуждение всех этих планов пока не вовлечены общественные организации. Диалог с ними отсутствует. Откровенно говоря, их будут принуждать закрываться.

Как можно принудить частный приют  прекратить свою деятельность? Только с помощью надзорных органов. Поэтому, после открытия государственных приютов, «частникам», видимо, грозят жёсткие проверки. Такой подход уже встретил критику среди зоозащитников.

Мы попросили прокомментировать проект закона руководителя тверского общественного движения «Инициативная группа по защите животных»  Николая Морозова:

— С одной стороны, альтернативы созданию государственных приютов нет. Госприюты гораздо лучше подрядчиков, потому что последних очень трудно проконтролировать. Всем памятна трагедия в Рамешках, где собак подрядчики просто убивали. А здесь у нас будет централизованная система, с которой зоозащитникам работать гораздо легче.
Другая часть вопроса – про ликвидацию частных приютов, вызывает у меня недоумение. Во-первых, это всё легко можно обойти. Например, если какие-то сердобольные люди подобрали 20 бездомных собак или кошек и поселили их на своей частной территории, очень сложно будет доказать, что это приют, а не просто хозяин 20 собак или кошек. Законодательно не урегулировано количество животных, которое может содержать человек (от ред.)

К тому же, количество бездомных животных в нашем регионе вряд ли сопоставимо с мощностями государственных приютов. Например, расчётная мощность муниципального приюта в Больших Перемерках составляет 100 животных. Если таких приютов будет четыре, то одновременно в них смогут находиться 400 собак. Это ничтожно мало для такой большой области. За один год силами волонтёров Инициативной группы по защите животных пристроено и стерилизовано больше 800 бездомных собак и кошек, и в основном это Тверь. Частные приюты смогут дополнять государственные, никакого смысла в их ликвидации я не вижу.

Другие активисты вообще ничего не знают о планах Правительства Тверской области:

— Странно, нас ветеринария обещала позвать на обсуждения. Мы все-таки практики и в принципе самое большое зоозащитное движение в области.

На наш взгляд, исключение из диалога по решению этой сложной проблемы тех, кто годами занимается этой благородной деятельностью совсем неправильно.

Тем более, что по данным зоозащитников в области два больших места, которые можно назвать приютами. Остальное — это небольшие частные передержки на территории, которые находятся в собственности. О том, как чиновники насчитали 15 приютов, люди не понимают.

О том, что в региональном правительстве считают, что этим делом должно заниматься только государство говорят откровенно:

— Закон не запрещает забирать животных с улицы ни обычному человеку, ни общественной организации. Снимать на видео и прочее должны делать официальные ловцы. А мы как собирали с помоек, так и будем собирать. Никаких штрафов за это нет.

Действительно Федеральный Закон, конечно, не предполагал, чтобы запретить общественникам заниматься своим делом. Он регламентирует работу приютов, которые по контактам будут ловить и содержать безнадзорных животных. Но такая неясность формулировок и противоречия может дать возможность контролирующим органам для злоупотреблений.

И заявление Руководителя  Главного областного  управления «Государственная инспекция по ветеринарии» Артема Строгонова о том, что в этом деле общественникам не место, выглядит , мягко говоря, не очень ответственным.

Так могут рассуждать только очень далекие от проблемы люди. Ну, замучают они частные передержки проверками, ну добьются того, что на улице окажется тысячи (!) этих животных. А дальше что? Кто ими будет заниматься — неприспособленными к жизни на улице собаками и кошками? При условии, что у нас никогда не будет приютов пожизненного содержания животных. Из таких заявлений становится понятно, что чиновники никогда даже не интересовались этой темой, а не то, чтобы реально занимались, нл зоозащитников они тоже не слушают.

Алексей Козлов.


Похожие записи

Оставить комментарий