В рамках дискуссионного клуба WTF? в Твери решали будущее Речного вокзала

После произошедшего ЧП со зданием Речного вокзала в Твери лишь делом времени была общественная встреча неравнодушных к городскому символу жителей города. Именно такой и стала площадка клуба WTF?, заседание которого в этот раз прошло в стенах ресторана «Семь Пятниц» на территории завода «Афанасий».

На обсуждение больного вопроса собирались очень многие, но, к сожалению, в итоге пришли чуть больше 10 человек — к такому формату диалога в Твери пока только привыкают. WTF? даёт возможность высказаться по теме любому желающему, будь то городской депутат или рабочий условного Вагонзавода. На встрече по Речному спикерами выступили депутат Тверской городской думы, генеральный директор ООО «Частная пивоварня «Афанасий» Вадим Дешёвкин, депутат Законодательного Собрания Тверской области, секретарь тверского Обкома КПРФ Андрей Истомин и молодой, но уже известный тверской архитектор Никита Маликов.

«Новость о разрушении Речного, конечно, шокировало — я очень люблю это место и не понимаю, как можно было довести здание до такого плачевного состояния. Речной вокзал — это больной человек, которого все бросили. При этом, как горожанин и политик, я принимаю на себя часть ответственности. Вообще, хороший вопрос по теме — а кто же в итоге виноват? Публичная порка кого-либо здесь не поможет. Вокруг все ищут этих виноватых, но определенно ничего по этой ситуации сказать нельзя. Да и что даст в сложившейся ситуации тот факт, что виноватый будет найден? Что же касаемо будущего Речного вокзала — идей вокруг очень много, креативных идей, скажем так, тоже достаточно. Например, открыть здесь главный городской ЗАГС — не секрет, что с такой точкой у нас в Твери проблемы.» — начал дискуссию Вадим Дешевкин.

«По моим данным, в Твери готовится крупный федеральный проект, который ранее затрагивали и Речной вокзал, но сейчас, как вы понимаете, уже не может его затронуть. О ситуации знают в Минстрое и обещают скорейшую реакцию. Что бы сделал я? Речной просто необходимо отстроить заново — и поменять функцию здания. Должна быть создана специальная комиссия — из историков, архитекторов, реставраторов, социологов и прочих. С учётом мнения широкого круга горожан должен пройти опрос — а что вообще хотят видеть на этом месте люди? И созданная комиссия не должна просто быть создана для вида — нужна точная и неторопливая взвешенная работа. Речной вокзал, чтобы он действовал, должен приносить какие-то деньги. Я ни в коем случае не говорю, что тут должен появиться ТЦ — но это должен быть объект, может быть, туристического или гостиничного бизнеса. В Твери нет постоянного места, где представлены товары со всей области. На Речном можно создать целый комплекс, интересный и жителям Твери, и гостям города — продолжил Никита Маликов.

«Я помню Речной с детства, помню, как по Волге ещё ходила «Заря». Восстановить Речной просто необходимо, основной вопрос в том, как это сделать. Власть в город должна быть эффективной — об этом говорится и сейчас, и 5 лет назад, и 10. Нам нужно сейчас и быстро провести какие-то действия, чтобы ситуация с Речным не стала отправной точкой для следующих ЧП и нелепых решений городской власти по ряду объектов. Ведь у нас есть ещё и Центральный стадион, и трамвайное депо на Капошвара, и ипподром, и много других мест. Всё это — звенья одной цепи и они пришли в запустение за достаточно короткий срок. Я лично пришёл сюда, чтобы найти ту точку консолидации, чтобы в ближайшие 10 лет мы не вспоминали, как утраченные, другие значимые городские объекты и целые производства. Но естественно мы должны спросить о ситуации у ответственных лиц, отвечающих за такие здания, как Речной. Хорошо, что Минстрой этим заинтересовался, но интерес, в первую очередь, должен быть в Твери. Я, как депутат ЗС, скажу, что пора начинать плотную совместную работу по городу депутатов ЗС и будущих депутатов Тверской городской Думы. Очень много людей высказалось в тверском сегменте Facebook — и там много трезвых мыслей. Почему бы не начать к ним прислушиваться?» — озвучил свою мысль Андрей Истомин.

Уже в процессе дискуссии ведущий Илья Паймушкин вызвал «на ринг» и четвертого эксперта — Александру Смирнову, заместителя Председателя Совета в ТРО ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). «Собственники в лице региональных властей в таких серьёзных вопросах, как сохранение культурного и исторического наследия, должны прислушиваться к мнению квалифицированных экспертов, аттестованных Министерством культуры РФ. Состояние объектов культурного наследия должно регулярно проходить оценку экспертов. Я бы с удовольствием послушала мнение, например, инженеров-реставраторов, но я пока не видела, чтобы таковые как-то привлекались к разбору ситуации. Говорится о том, что здание необходимо снести и отстроить заново…но начнём с того, что за последние 5 лет, когда Речной пребывал в совсем уж плачевном состоянии, у власти не нашлось озвученных 500 миллионов рублей на то, чтобы превратить Речной в лакомую для горожан и гостей города конфетку. И сейчас я не верю, что теперь вдруг откуда-то найдётся миллиард. Нынешнему состоянию Речного, опять же, необходима оценка квалифицированных экспертов Минкульта. Всё должно проходить в рамках законодательства. Речной вокзал отдал себя в жертву, он словно дал какой-то тревожный знак по общей ситуации в городе. В области вообще наметилась ситуация, которую я бы назвала кризисом объектов исторического и культурного наследия, в самой общей системе. Я не помню, чтобы за текущее состояние многих объектов и разрушение Речного вокзала Тверскую область как-то штрафовали или наказывали на федеральном уровне. Это стало бы отличным «красным маячком», чтобы не нарваться на новые неприятности позже. Если бы органы охраны штрафовали регионы за подобные события — было бы лучше» — выступила Александра.

Вадим Дешевкин выразил уверенность, что в области попросту нет таких инвесторов, которые смогли бы взяться за Речной вокзал: «Это колоссальная работа, колоссальные затраты. Если бы мне сейчас предложили Речной за рубль и предложили восстановить его, как памятник — я бы отказался. Никто не отменял государственное частное партнёрство. Сформировать удобные условия для ряда представителей бизнеса — и действовать».

«Насколько я знаю, были три потенциальных инвестора из столицы, которые были готовы поднять Речной вокзал в Твери — но по разным причинам никаких соглашений между ними и городом заключено не было — продолжил Никита Маликов — самое ужасное в Тверской области, что каждый чиновник считает себя экспертом в любом вопросе. Это ужасная позиция и жёстко вредит городу».

Вадим Дешевкин говорил о том, что консолидация предпринимателей в Тверской области — дело очень тяжелое и представители бизнеса излишне подозрительны и недоверчивы, а также заявил, что тяжело проходит взаимодействие работы Общественной палаты г. Твери и Законодательного Собрания региона. Никита Маликов сравнил отношение власти и людей в Твери с представителями в других городах и сказал, что, например, в Белгороде, отношение как-то более открыто, а взаимодействие — более плотно. При этом привёл свой конкретный пример на личном фронте работы.

Не обошлось и без сравнений Речного с пожаром, уничтожившем ДОКБ на другом берегу Волги. Андрей Истомин жёстко выразил мысль, что за время своей политической работы наслушался столько красивых слов от губернатора, но при этом не дождался дел. Он привёл в пример и разруху на городском ипподроме, и трамвайный парк, который много лет уже планируют перестроить, но дело до сих пор стоит на месте.

Дальше слово предоставили присутствующим зрителям — они задавали вопросы или обсуждали уже сказанное спикерами, те в ответ парировали и старались на все вопросы чётко ответить. К слову, прямота и отсутствие цензуры — одна из «фишек» WTF?.

Депутат Заксобрания Тверской области Артём Гончаров заявил, что не верит в сказанное Губернатором Игорем Руденей о планах по углублению русла Волги — для того, чтобы восстановить речное сообщение между Тверью и Ржевом. И выразил уверенность, что восстановить Речной вокзал можно будет только с помощью государства — в Твери попросту нет примеров частного государственного партнёрства. Он привёл в пример Москву, где по каждому благоустройству двора проводятся общественные встречи, отметив, что в Твери диалога между властью и обществом попросту нет. Вспомнил Гончаров и Путевой дворец — единственный, возможно, положительный пример восстановления исторического объекта. Да и то, позволим себе сказать, официальное открытие Путевого дворца переносится уже в 4-ый раз — на этот раз, на I половину 2018 года — и не факт, что там всё проходит гладко.

Никита Маликов привёл в пример Казань, который за 10 лет при условии привлечения заинтересованных и профессиональных людей превратился из серого города в красивейший и привлекательный для туризма город. В Твери же, по словам Маликова, власти словно боятся привлекать таких людей к работе, слепо утверждая, что «профессионалов хватает».

Сомневались гости дискуссионного клуба и в сумме/смете в миллиард рублей на восстановление Речного, и о «последнем вздохе» Речного — когда в его здании «орудовал» Марат Гельман. Но ощущалось, что спикеры пока не готовы говорить что-то определённо — общих слов и вопросов по ситуации получилось пока больше, чем ответов. Ситуация с Речным — основная тема для города на долгие-долгие месяцы, как были в своё время разговоры о судьбе тверского трамвая, судьбе спортивных клубов. Пока же призываем жителей Твери не отпускать и не забывать тему, дабы не допустить ещё один умерший объект с замершей вокруг него историей. Ведь уже никто не удивит, если работы по восстановлению или перестройке Речного в 2018 году так и не начнутся.

Хочется ошибаться, но пока шансы на быстрое решение ситуации призрачны…


Похожие записи

2 Комментария для “В рамках дискуссионного клуба WTF? в Твери решали будущее Речного вокзала

  1. Светлана

    бессилие сплошное…вот они поговорили, мы поговорили и дальше по своим делам, а воз и ныне там

  2. татьяна

    Перестаньте обольщаться, мы никому не нужны и наша история и традиции тоже.

Оставить комментарий