В его душе не заживает рана с названием пронзительным Чечня…

6 сентября 1991 года, вооруженные сторонники Джохара Дудаева ворвались в здание Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и разогнали депутатов. Многие были ранены, председателя совета Виталия Куценко убили — выкинули из окна третьего этажа. Так сепаратисты, объявившие о независимости Чечни, избавились от советской власти в республике, что привело к затяжному политическому конфликту, а затем к главной трагедии России — чеченской войне.

Первая чеченская кампания — вооружённый конфликт между Российской Федерацией и самопровозглашенной республикой Ичкерия, началась в ноябре 1994 года. Кто-то называет её контртеррористической операцией. Но люди, попавшие в зону боевых действий, знают: в Чечне была война. В первой чеченской Россия потеряла, по официальным данным, более 5 тысяч человек убитыми, почти 18 тысяч получили ранения, многие выжившие бойцы, с честью выполнившие солдатский долг, остались инвалидами.

Боль и ужас той войны отражены в пронзительных стихотворных строках поэта Бориса Водовского:

Ещё не стихла боль Афганистана,

Ещё в плену томятся сыновья,

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда, как в бездну, гонят эшелоны,

Вновь погибать мужчинам на Руси.

А вслед летят родительские стоны:

«Прости их, Господи! Помилуй и спаси».

***

Житель Торжка Алексей Беляев, был призван в армию со студенческой скамьи — повестка из военкомата пришла, когда он окончил второй курс местного педучилища. 

Сначала парень попал служить на Кольский полуостров. В конце 1994 года, когда начинался военный конфликт, Алексей добровольцем записался в миротворческую дивизию, которая формировалась под Питером. Оттуда бойцов дивизии бортом транспортного самолёта доставили в Моздок (Северная Осетия). Алексей мог бы попасть в число бойцов, отправленных на штурм Грозного, но в его части затянули с распределением. Возможно, это спасло юношу – штурм столицы Чечни был очень кровавым, он унёс жизни  1426 российских солдат и офицеров.

В феврале 1995 года Беляева вместе с сослуживцами отправили в Чечню под Шали, на бывший танковый полигон. Алексея включили в группу тактической разведки, в задачу бойцов входило обнаружение баз боевиков. Алексей затрудняется вспомнить, сколько на его счету было таких вылазок, наверно, больше десятка. До поры обходилось благополучно, но однажды не повезло…

Ранним июльским утром группу разведчиков направили в горы. Солдаты понимали, что каждый такой выход грозит им смертельной опасностью.  «Понимали, что не к бабушке на пирожки идём», — говорит Алексей. У каждого бойца были автомат, в отряде была рация – каждые полчаса необходимо было выходить на связь. В группе был фотоаппарат «Полароид» — и в то утро  перед выходом в горы Алексея Беляева вместе боевым товарищем сослуживцы запечатлели на снимке, который наш собеседник с тех пор бережно хранит.

На фото: Алексей Беляев (справа) за несколько часов до ранения

В горах группа разделилась на две части. По рации предупредили, что на их пути может находиться засада боевиков, поэтому надо передвигаться с особой осторожностью. Пройдя пару километров, группа обнаружила открытую поляну, на другой стороне которой виднелись густые заросли кустарника. Командир приказал Алексею Беляеву первым пересечь поляну. «Если заметишь какое-то движение с той стороны, сразу же стреляй на поражение», — предупредил командир.

Последнее, что ясно помнит из тех минут Алексей, это ощущение взгляда. В ушах была звенящая тишина, но на физическом уровне боец ощутил, что будто чьё-то злое око буквально просверливает его со стороны кустарника. Всё же Алексей дошёл до конца поляны. Сделал несколько шагов назад, затем опять повернулся – тихо. Глубоко вздохнул, поставил АКМ на предохранитель… И тут из кустов ударила пулемётная очередь, сбившая солдата с ног. Одна из пуль попала в разгрузочный жилет   – это спасло от ранения в живот, которое могло стать смертельным. Несколько пуль разворотили левую ногу. Завязавшуюся перестрелку Алексей уже не помнит, потому что от резкой боли и кровопотери он отключился. Позднее Беляев узнал, что было вызвано подкрепление, при помощи бронемашин засада боевиков была уничтожена. В кустах был обнаружен УАЗик, в автомобиле нашли важную информацию – видеокассеты, на которых было записано расположение подразделений федеральных войск. И то, что эти видеоматериалы удалось изъять у боевиков, спасло, наверное, не одну сотню солдатских жизней.

Дав отпор боевикам, сослуживцы перетащили Беляева в безопасное место, сначала погрузили в БТР, а затем был вызван вертолёт. Сознание то возвращалось, то меркло. Алексей обрывочно помнит, как перевязывали его товарищи, говорили, где накладывать жгут, а когда положили в «вертушку», на прощание сказали, что всё будет нормально, через месяц будешь в строю. Но сквозь боль и туман Алексей чувствовал, что с ногой очень плохо…

Очнулся Беляев уже в палате военного госпиталя. Без ноги. Её отрезали выше коленного сустава. Как потом ему рассказали врачи, спасать ногу было уже поздно, когда бойца привезли в госпиталь, уже началось отмирание тканей. Оставалась только ампутация.

Алексей Беляев (на первом плане) в госпитале

Вот с этого момента окончательного прихода в сознание и начался его отсчёт в другой жизни. Тяжко было  не только учиться заново ходить (уже на протезе), гораздо тяжелее было от мыслей – кому я теперь такой нужен? «. Упасть духом не давали медсёстры и врачи. «Одна сестричка сказала мне однажды – если задашься целью — всё в твоей жизни будет хорошо, даже лучше, чем у здоровых людей «.

Так и получилось. Вернувшись домой Алексей Беляев обрёл и работу, и крепкую семью, и надёжных друзей. Он познакомился с прекрасной девушкой – Еленой, которая стала его верной спутницей, вместе они уже больше двадцати лет. В семье родились сын и дочь, сын сейчас работает в Санкт-Петербурге, дочь учится на юриста.

Алексей Беляев с сыном Даниилом и женой Еленой

На жизненном пути Беляева встречалось много хороших людей, в том числе военный документалист, писатель,  участник первой чеченской кампании Сергей Говорухин – сын знаменитого режиссёра Станислава Говорухина.

На фото: Сергей Говорухин и Алексей Беляев

Как и у Алексея Беляева, у Сергея Говорухина после ранения была ампутирована нога («братья по несчастью», — шутит Алексей). С Сергеем Станиславовичем они очень сдружились, часто встречались на ветеранских мероприятиях в Москве, Говорухин подарил Беляеву свою книгу «Никто кроме нас» с автографом. К сожалению, в 2011 году Сергея Говорухина не стало.

Новотор Алексей Беляев, боевые заслуги которого отмечены медалями «За отвагу», «За укрепление боевого содружества», «За жертвенное служение», «За ратную доблесть», знаками отличия «За службу на Кавказе», «За участие в боевых действиях в Чечне»,  с  головой погружён в общественную работу. Недавно он возглавил Торжокское подразделение Тверского регионального подразделения общественной организации «Союз десантников России», объединившее более тридцати ветеранов вооружённых сил. Вместе с другими ветеранами  Алексей Беляев проводит уроки мужества для школьников, в планах торжокского подразделения Союза десантников – создание спортивных секций в городе для детей и юношества.

Подразделение Союза десантников г. Торжка

В преддверии 23 Февраля хочется пожелать мужественному российскому воину Алексею Беляеву успехов во всех его благородных начинаниях. Мы чтим подвиг наших солдат, отстоявших территориальную целостность России!


Похожие записи

Оставить комментарий