Наследие Сергея Павловича Рябушинского на Тверской земле

Старания и упорством, прежде всего, краеведа Дениса Ивлева усадьба восстанавливается и открыта для посещений усадьба Сергея Павловича Рябушнского в Вышневолоцком городском округе,  — сообщает Дмитрий Подушков, редактор газеты «Голос Удомли». 

С. П. Рябушинский также имел усадьбу Лубенькино на оз. Удомля.

***

Рябушинский Сергей Павлович (1872-1936). Старообрядец. Директор семейной хлопчатобумажной фабрики Рябушинских в с. Заворово под Вышним Волочком.

Сергей Рябушинский был активным участником производственных, финансовых и благотворительных дел семьи. В 1916 г. вблизи Рогожского кладбища построил и оснастил всем необходимым на самом высоком уровне Педагогический институт для детей старообрядцев. Участвовал в организации выставок икон. Был профессиональным скульптором-анималистом, учился у парижского скульптора Ж.А. Энжальбера. По рекомендации И.Е. Репина был принят в Товарищество художников-передвижников (1911 г.). Участвовал в его выставках. Его работы имеются в Третьяковской галерее, например, бронзовая скульптура «Лоси». Был одним из создателей первого в России автомобильного завода «АМО» (в последующем — «ЗИЛ»), его первым директором.

Умер в 1936 году во Франции.

С. П. Рябушинский купил у местных купцов Аксаковых усадьбу Лубенкино (позже — ЛубенЬкино) на берегу оз. УДОМЛЯ, где построил двухэтажный дом с колоннами.

Архитектор усадьбы — Иван Владиславович Жолтовский (1867—1959) — русский и советский архитектор, художник, просветитель, крупнейший представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы. Состоялся как мастер нео-ренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период, в советское время был одним из старейшин сталинской архитектуры. Начав работу в период зарождения стиля модерн в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х (и сам также принимал участие в проектировании первых крупнопанельных домов).

Со слов местных жителей, имел любовницу, польку по национальности, для которой построил в имении католическую часовню. В летнее время местные жители видели на прилегающих к усадьбе полях женщин в нарядах греческих нимф. Приезжал в усадьбу из Вышнего Волочка на автомобиле. Однажды переезжая по мосту через речку Моржевец у одноименной деревни, серьезно его повредил. Попросил местных мужиков отремонтировать, обещал отблагодарить на обратном пути. Мост мужики отремонтировали, работали весь день. Вся деревня ожидала его появления. На следующий день он переехал через мост, вышел из машины, поблагодарил на словах и поехал дальше. Все ожидали, конечно, большего.

После 1917 года в усадьбе была организована бедняцкая коммуна, которая скоро разорилась. Потом дом инвалидов, еще позже интернат для душевнобольных. В 1992 году дом сгорел.

В Тверской картинной галерее находятся картины из ус. Лубенькино «На берегу озера» (изображено оз. Удомля) (1906 г.) художника Дмитрия Мартынова и женский портрет Н. Кубинцева.

Из дома Рябушинского в Вышнем Волочке в Тверской музей были переданы картины: С.Ю. Жуковского «Осенний вечер», «Белая ночь» (1903 г.); В.К. Бялыницкого-Бируля «Церковь на берегу озера» (1905 г.).

Дмитрий Подушков, «Голос Удомли»

 


Похожие записи

Оставить комментарий