Ура! — уровень бедности в России продолжает снижаться, следует из опубликованной 11 июня оперативной справки Росстата о денежных доходах населения в первом квартале 2025 года. По итогам января-марта в категорию бедных (с доходами ниже границы бедности, составляющей 16,6 тыс. руб. в месяц) по методике Росстата входило 8,1% жителей РФ, или 11,9 млн человек. В первом квартале 2024 года эти показатели составляли 9,6%, или 14 млн человек.
В Росстате указывают, что на снижение уровня бедности повлияли рост доходов населения. Например, по данным ведомства, среднемесячная номинальная зарплата в январе-марте составила 92 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2024 года в номинальном выражении на 13,8%, в реальном — на 3,4%.
Отмечается, что уровень бедности в РФ снижается ежегодно и, вероятно, скоро достигнет целевого значения, установленного в национальных целях РФ: к 2030 году он должен быть ниже 7%, а к 2036 году — ниже 5%.
Казалось бы, повод для радости – бедность отступает, народ богатеет, скоро будем жить, как в Швейцарии! Но давайте не будем спешить с выводами и разберемся, что скрывается за этими радужными цифрами.
Как пишет юрист Екатерина Мороз, Росстат в своих расчётах демонстрирует чудеса статистической эквилибристики. Оказывается, граница бедности – это стоимость потребительской корзины 2020 года, подкорректированная на инфляцию. То есть если в 2024-м бедным считался тот, у кого меньше 15,5 тыс. рублей, то теперь – 16,6 тыс. Чудеса! Бюджет бедняков вырос, а реальная покупательная способность – нет.
Но самое главное – это «реальные располагаемые доходы», которые якобы выросли на 8,4%. Интересно, как это согласуется с тем, что цены на продукты и ЖКУ растут куда быстрее? Видимо, в расчетах Росстата хлеб и молоко волшебным образом подешевели, а бензин теперь льется из крана.
Средняя зарплата в 92 тыс. рублей – звучит почти как сказка. Но, если у вас в доме живёт один человек с зарплатой 500 тыс., а девять других – с 30 тыс., то в среднем каждый получает по 77 тыс. Так и здесь: нефтяные магнаты, чиновники и топ-менеджеры «усредняют» статистику, а простые работяги по-прежнему сводят концы с концами.