Бор раздора: в Кимрах обостряется ситуация с Клетинским бором. Журналистское расследование

Совсем недавно на ООПТ (особо охраняемую природную территорию) «Клетинский бор» близ города Кимры снова приехала техника и начались земляные работы — экскаватор копал траншеи, валил ковшом деревья. И опять местные жители вызывали полицию, обращались в администрацию и опять получили лишь отговорки и полное бессилие ведомств против незаконных земляных работ. Публикуем подробное расследование ситуации.

Начало конфронтации

В 2008 году распоряжением Дмитрия Зеленина (на тот момент губернатора Тверской области) сельхозугодья между деревней Нутрома и городом Кимры (сосновый бор и берег Волги) были переведены в категорию ИЖС. Уже тогда перевод оспаривала Тверская прокуратура и инициативная группа жителей. Но успеха добиться не удалось — рядом с деревней, на дальней от города стороне, начались вырубки и продажа участков. А всё из-за того, что границы ООПТ «Бор Клетинский» были утеряны и не стояли на кадастровом учёте.

Относительно недавно, несколько лет назад, собственники новообразованного коттеджного посёлка решили подготовить к продаже участки уже рядом с городом. И начали с того, что буквально отрезали траншеей город от берега Волги, а также начали сплошную рубку деревьев в сосновом бору.

Закономерно, что пока вырубки шли на значительном отдалении от города, о них беспокоилась лишь самая проницательная часть горожан. Но как только уничтожение заповедных мест стало происходить прямо под носом у кимряков, поднялась настоящая буря народного гнева.

Ещё бы, прямо на тех местах, которые горожане использую как парковую зону — семьи гуляют с детьми, спортсмены занимаются бегом, пенсионеры — оздоровительной ходьбой, где зимой проложена замечательная лыжня (куда приезжают кататься со всего города), где есть замечательный живописный пляж на берегу Волги, внезапно появилась строительная техника, бензопилы, а некультурные граждане на дорогих машинах чётко заявили жителям — это наша земля, а ваша — на кладбище. Да-да, именно так дословно и сказали возмущённым бабушкам, пытавшимся погулять по лесу своими исконными тропинками.

С кем имеем дело

С самого начала собственники участков действовали, как и положено рейдерам, нагло и нахраписто — рвом отрезали от кимряков берег, а лесные тропинки завалили стволами спиленных сосен, пытаясь не пустить жителей ни на пляж, ни в лес. Самих же жителей, видимо, хотели просто запугать — так за женщинами, гуляющими по лесу гонялись на внедорожниках (только чудом удалось избежать трагедии!), к известному и всеми уважаемому депутату Андрею Буянову, активному члену инициативной группы, ломились в дверь подъезда среди ночи с криками «Депутат, выходи!» несколько дней подряд, различным активистам поступали звонки с намёками прекратить деятельность. А один особо отмороженный, стоя посреди леса в компании дружков, спустил штаны и стал махать половым органом в одиночестве гуляющей по бору матери с ребёнком. И это ещё не говоря о бесчисленных стычках между кимряками и рейдерами прямо в лесу. Полиция же на вызовы реагировала довольно вяло, а через несколько звонков на беспорядки в бору стражи порядка и вовсе заявили, что будут штрафовать за ложные вызовы.

Но чего бы там не хотели добиться рейдеры, это им не удалось. Кимряки стали оказывать активное сопротивление уничтожению родного края.

Волна народного гнева

Сразу же образовались несколько инициативных групп, в общей сложности жители написали десятки мотивированных обращений в различные инстанции, собрали тысячи подписей (живых, на бумаге) в защиту бора. Большую поддержку жителям оказал Тверской природоохранный прокурор (к сожалению, уже бывший) Дмитрий Евгеньевич Плеханов — под его руководством природоохранная прокуратура через суд обязала правительство области описать и поставить границы Клетинского бора на кадастровый учёт. Также на помощь жителям пришёл депутат Законодательного собрания Тверской области от КПРФ Андрей Александрович Истомин — рассмотрев его обращение природоохранная прокуратура обязала ликвидировать незаконно вырытый ров, преграждающий выход жителям на берег Волги. На данный момент ров уже закопан, жителям вернули дорогу на пляж.

Ну а сами кимряки обратились в суд — и доказали незаконность распоряжения Зеленина о переводе участков в ИЖС. И, казалось бы, победа — то самое распоряжение, которым рейдеры тыкали в нос жителям, обосновывая все свои действия, признано незаконным. Однако, чтобы последствия наступили, требуется новое распоряжение правительства области — соответственно, об исключении участков из границ населённого пункта и перевод их обратно в сельхозку. Однако, губернатор Игорь Михайлович Руденя отказался издавать таковое — обращение в правительство с этой просьбой было отфутболено по инстанциям.

И сразу стало ясно, жителям снова нужно идти в суд и своими рукам добиваться справедливости, продолжить писать в различные инстанции, в том числе и президенту с просьбой навести порядок… но ничего этого не случилось. Резонанс был настолько велик, что с инициативной группой связались напрямую из областного правительства.

Сделка с дьяволом

Облечённые властью чиновники заявили жителям, что заинтересованы решить столь резонансную проблему, попросили обосновать свою позицию и сообщить, что же жителям, собственно, нужно. С обоснованием правоты проблем не возникло, тем более жители уже выиграли суд. А нужна была жителям ликвидация незаконно образованных участков, как минимум на прилегающей к городу стороне, о чём и было сообщено. Представители из высоких кабинетов пообещали решить проблему, а взамен попросили жителей прекратить шуметь, писать обращения, судиться. Всё это было сделано. Также различным политическим и общественным силам города, заинтересованным в спасении бора, в рамках сотрудничества поступила целая череда просьб и поручений, в том числе и весьма деликатных. Все из которых были выполнены. Гарантом исполнения правительством и губернатором своих обязательств выступил главный куратор всей внутренней политики региона Андрей Николаевич Ищенко, а интересы кимряков представлял депутат городской думы Александр Викторович Вахтангов.

И сначала всё шло хорошо — по личному распоряжению губернатора Игоря Михайловича Рудени поздней летней ночью в город приехал природный министр-зампред Андрей Викторович Наумов. Собрав срочное ночное совещание, множество чиновников Кимрского района, прокурор, начальник полиции и прочие услышали от Наумова простой и понятный наказ губернатора — «Чтобы там больше ни одно дерево не упало».

По результатам совещания все последние разрешения на строительство были отозваны, что повлекло за собой запрет всех строительных и порубочных работ в бору.

Правда, рейдеров это не остановило — сплошные рубки продолжились, так что там упало ещё не одно дерево, вопреки губернатору. Но, тем не менее, со временем, после раздачи ментальных подзатыльников отдельным чиновникам районной администрации, вырубки удалось остановить полностью, а полиция чудесным образом стала приезжать на каждый вызов — если вдруг жители замечали, что рейдеры снова пытаются начать работы в лесу.

Кроме того, Наумов пообещал «сдвинуть границы на сентябрь» (то есть ускорить определение границ) — что очень воодушевило жителей: дело было летом 2019 года, а значит всего через несколько месяцев бор обретёт границы и навсегда будет защищён от посягательств различных аферистов.

Но вот потом начались странности — ни в сентябре, ни октябре, ни вообще в том году границ не было. Более того — правительство обратилось в суд с просьбой об отсрочке установления границ ещё на год, мол не успевают, не справляются. «Ну мы там крутим-вертим, пытаемся удовлетворить все стороны» — весьма странно отвечал Наумов на вопросы Вахтангова о положении дел. Когда же жители в середине 2020 года получили этот самый проект границ — то просто ахнули. Площадь охраняемой территории была уменьшена на сотни гектар, а все незаконно переведённые в ИЖС участки аккуратно обойдены.

Антинаучная экспертиза

«Ну ты же понимаешь, кто всё это делал до сих пор сидит на своих местах, они просто не дадут там ничего сделать» — оправдывал Наумов проект границ перед Вахтанговым, видимо имея ввиду, что он, и, судя по всему, губернатор Игорь Михайлович Руденя находятся под пятой плотно вросших в кресла чиновников зелененских времён.

Правда, жителям, он, конечно же, такое не сказал, и свалил всё на научную экспертизу. Которая, согласно процедуре, и должна была установить границы: «Мы ничего не можем без науки и во всём полагаемся на науку». Мол, его министерство-то тут и не причём. Просто вот такие результаты научных изысканий. Ага. Интересно, а что же тогда они там крутили в своём министерстве? Наверное, вертели на одном месте природоохранное законодательство России.

Ну а карманный «научный» подрядчик всё сделал как надо — просто обошёл все участки стороной, значительно сократив площадь охраняемой территории. В результате образовались такие казусы, когда одна сосна оказывалась на охраняемой территории, а другая, в метре, точно такая же — уже нет. Потому что стоит за забором на частной территории. Но даже там, где заборов ещё не поставили — то есть на подавляющей территории незаконно переведённых в ИЖС участков, современная российская «наука» поступила точно также, сотня гектаров векового леса и заповедного берега просто оказалась вне охраняемой территории.

А после нас хоть потоп!

Но, тем не менее, в правительстве области сидят не совсем уж идиоты — накануне выборов никто не хочет портить репутацию губернатору, поэтому в результате наумовских «крутим-вертим» появился проект охранной зоны вокруг Клетинского бора. Охранную зону нельзя путать с особо охраняемой природной территорией, охранная зона образуется вокруг таких территорий, участки из оборота на ней не изымаются и в любом случае ограничения слабее, по сравнению с самой ООПТ. По замыслу, охранная зона должна быть с запретом на любые рубки и строительные работы и вмещать в себя часть спорных участков в лесу и на берегу Волги. Но это на словах — в реальности проекта ещё никто не видел.

Но даже если ограничения действительно будут строгими — это лишь отсрочка, если не усугубление проблемы. А именно — незаконно переведённые в ИЖС участки остаются в частной собственности навсегда. Хозяева участков, естественно, будут на систематической основе заваливать правительство и министерство жалобами и требованиями о смягчении ограничений, чтобы им разрешили рубить деревья, строить дома и заборы.

В то же время, поскольку это частная территория, собственники могут запретить находиться на ней «посторонним» лицам, о чём совсем недавно непрозрачно намекнули жителям в очередной раз начавшие строительные работы в лесу рейдеры.

Весь примыкающий к городу Кимры сосновый бор и берег Волги, которые жителями используются по прямому назначению — как рекреационная территория, будут закрыты для посещения. Бор является местом семейного отдыха, местом для занятий спортом и знакомства подрастающего поколения с природой — жители всего этого лишаются. Никакого толка от того, что государство охраняет сосны на закрытых для посещения участках, кимрякам просто нет.

Правительство лишь пытается купировать на какой-то срок проблему — до выборов, или «до уезда команды в Москву». А потом конфликт заполыхает с новой силой. Вот только предъявить претензии уже будет некому — старые уехали, а новые ничего не обещали.

Такой проект жители однозначно трактуют, как срыв всех договорённостей со стороны правительства и губернатора, а значит волна народного гнева в скором времени накроет и их тоже.

Кимряки хуже лосей?

Напоследок, по просьбе жителей, публикуем короткое обращение кимряков к губернатору:

«Уважаемый Игорь Михайлович!

Мы по-прежнему рассчитываем, что вы защитите нашу родную природу от незаконных захватов. В то время, как оздоровление Волги включено в число приоритетных проектов правительства России, у нас в области, где Волга берёт своё начало, прямо в водоохранной зоне, совсем недалеко от городского водозабора, незаконно собираются застроить сотню гектар охраняемой природной территории.

Совсем недавно СМИ писали, что Вы взяли под личный контроль дело живодёров, которые зверски загнали и убили беременную лосиху. Но чем кимряки хуже лосей? Почему беззащитных женщин рейдеры гоняют по лесу на внедорожниках, и никому до этого нет дела? Почему сотня гектар заповедных земель должны быть уничтожены? Почему правительство области обещает решить проблему, но все обещания оказываются фикциями?

Мы очень рассчитываем, что Вы продолжите жёсткой рукой наводить порядок в нашей области, но пока что Ваши подчинённые продолжают остервенело защищать интересы земельных аферистов, вопреки всем законам и решениям судов. Несмотря на все Ваши указания, строительные работы в охранной зоне постоянно пытаются возобновить, деревья падают под ковшами экскаваторов, копаются всё новые рвы и траншеи. Мы очень рассчитываем, что Вы всё же возьмёте ситуацию под личный контроль и остановите этот произвол.

С уважением, жители города Кимры и Кимрского района»

Ну что же, с исконных времён люди в России прощают своим правителям всё — дворцы, ошибки, капризы и даже жестокость. Всё.

Кроме слабости.

Сможет ли губернатор победить зеленинское наследие в кабинетах правительства — покажет время.

Но через всю историю отчаянной борьбы кимряков за природу своей малой родины сквозит один вопрос: если жители всё делают сами, зачем им вообще нужно правительство?

P.S. Во время подготовки этой статьи, то есть 18-19 марта Наумов прислал в Кимры природоохранных инспекторов. Раньше, когда инспекторов не было, экскаватор копал траншеи и валил ковшом деревья. А теперь, когда инспектора есть, экскаватор копает траншеи и валит ковшом деревья, только на это молча глядит специально выделенный дежурный инспектор. Россия, которую мы заслужили. Так победим.

 

 


Похожие записи

Оставить комментарий