Бенес Айо. Экономическая война Запада. Нам необходим социализм!

Продолжение. Начало здесь.

Как я уже говорил в первой части статьи, Россия сумела всё — таки экономически приспособиться к антироссийским санкциям Запада, несмотря на их весьма сильное негативное влияние на нашу экономика. Плюс, как из — за санкций, так и из-за наших ответных контрсанкций, в ЕС разразился острейший энергокризис, гиперинфляция и общая экономическая рецессия.

Несмотря на жесточайшее санкционное давление, а также военную поддержку фашистской Украины со стороны Запада, СВО мы не приостановили и сейчас уверенно наступаем на Донбассе, освобождая оккупированные территории ДНР.

Поэтому запад пошёл дальше в своей экономической войне против России, которая, как известно, занимает второе место в мире по производству нефти и реализовал нефтяной пункт 8-го пакета санкций (принятого ещё в октябре).

Напомню, что с 5 декабря G7, ЕС (кроме Венгрии) и Австралия всё — таки ввели так называемый потолок на российскую нефть — ограничение цен на нефть-сырец из России на уровне 60 долларов за баррель при перевозке по морю (это максимальная цена, по которой сможет продаваться российская нефть). Правда запрет не касается перекачки по трубопроводам.

За 10 месяцев войны это первая серьезная попытка Запада урезать нефтяные доходы России, которые остаются основным источником поступлений в наш бюджет (вот таково следствие капитализма — мы не производим высококачественный современный продукт, как при СССР, а тупо продаём полезные ископаемые). До этого большинство санкций касалось финансового и технологического секторов. Лишь США, Великобритания, Австралия и Канада ввели эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов еще в марте, но объемы этого импорта были незначительными.

Суть «потолка» такова : если компания, зарегистрированная в ЕС или в любой стране G7, в том числе Великобритания, США и Япония, захочет оказать услуги по перевозке российской нефти, а также оказать брокерские, финансовые или технические услуги для российской нефти, то сделать это она сможет только в случае, если цена продаваемой нефти будет не выше $60 за баррель. Отмечу, что более половины всех морских поставок российской нефти осуществляется греческими судами.

 Вообще, теперь страховые, брокерские и иные компании из стран G7 не имеют права обслуживать суда под флагом третьих стран в течение 90 дней после даты выгрузки российской нефти, приобретенной по цене, превышающей потолок. Это серьезная угроза для всех компаний в этом бизнесе. Попытка обмануть систему и предоставить ложные данные по цене поставки ведет к жестким санкциям со стороны США и других стран G7. Немногие пойдут на такой риск, а если пойдут, то потребуют от России дополнительную премию, что снизит нашу маржу.

Ценовой потолок применяется с момента отгрузки российской нефти морским транспортом до первой продажи на суше в другой юрисдикции, то есть после таможенной очистки ценовой потолок не распространяется на дальнейшую перепродажу нефти на суше. Аналогично произведенные из импортированной российской нефти нефтепродукты в случае последующего экспорта не подпадают под ценовой потолок. Однако смешение нефти не признается переработкой. Если после таможенной очистки сырая нефть вывозится дальше морем без существенной переработки, потолок действует.

Как обычно, есть исключения, но их не много. Они касаются российской нефти, которая была загружена в танкеры до 5 декабря 2022-го и разгружена до 19 января 2023 года. Сделано также послабление для Японии — ей до 30 сентября 2023 года разрешаются все операции, связанные с морской транспортировкой нефти, добываемой в рамках проекта «Сахалин-2», при условии, что она «предназначена исключительно для ввоза в Японию».

При этом европейские империалисты пообещали регулярно пересматривать ценовой потолок, несмотря на то, что его изменение потребует единогласного решения всех членов союза. По замыслу коллективного Запада, потолок должен быть на 5% ниже рыночных цен.

Кроме потолка, ЕС параллельно ввёл эмбарго на покупку российской сырой нефти, перевозимой танкерами.

Плюс, с 5 февраля 2023 года потолок цен и эмбарго будут распространены также на российские нефтепродукты, включая дизель. И эта часть эмбарго может стать самой мощной, поскольку в Европе до сих пор много автомобилей, работающих на дизельном топливе. Топливо также используется для грузовых перевозок, чтобы доставить потребителям широкий ассортимент товаров, а также для работы сельскохозяйственной техники, поэтому высокие затраты распространятся на всю экономику.

Главная цель введения потолка — попытка сгладить последствия нефтяного эмбарго против России. Этот механизм призван сохранить российскую нефть на международном рынке и одновременно ограничить доходы России от ее продажи.

Однако, коллективный Запад понимает, что если потолок будет слишком низким, Москва сократит добычу нефти, что неизбежно приведет к росту мировых цен на сырье. Поэтому предложение Польши установить потолок в размере $30 за баррель не согласовали.

В ответ на эти санкции вице-премьер РФ А. Новак сказал, что Россия не примет потолок цен на нефть, даже если придется сократить добычу. Он добавил, что такие ограничения являются вмешательством в рыночные инструменты, Россия готова работать лишь с теми потребителями, которые будут работать на рыночных условиях.

По словам Новака, Россия после введения нефтяных санкций будет использовать новые схемы страхования поставок, взаимодействия между компаниями и перевозки.

При этом  в профильном комитете Госдумы заявили, что Россия не будет поставлять нефть в страны Евросоюза, даже если ценовой потолок составит $200 за баррель.

Наши угрозы вполне реальны. Ведь на газовом рынке Россия уже показала, что готова идти до конца из геополитических соображений, невзирая на потери для отрасли и бюджета. Путин заявил 9 декабря, что Россия рассматривает вариант сокращения добычи в ответ на введение потолка цен и решение будет оформлено в виде президентского указа.

По словам российского президента, Россия не понесет потерь из-за потолка цен на нефть и этот потолок в итоге коснется всего мирового рынка — цены на нефть могут взлететь до небес и ударить по тем, кто вводит «потолки».

Вообще, российская нефть востребована на мировых рынках и найдет своих покупателей. Будут меняться логистические цепочки, но в этом нет никакой трагедии. При необходимости в условиях волатильности производители нефти мы будем снижать добычу, но в небольших объемах.

При этом использование Западом нерыночных методов приведет к мировому снижению инвестиций и дефициту энергоресурсов.

После введения «потолка» уже 6 декабря вечером цены на нефть Brent опустились более чем на 3 % — ниже 80 долларов за баррель впервые с 6 января 2022 года.

Отмечу также, что 7 декабря США и Британия заключили особый договор по нефти. Согласно этому документу, западные страны обязуются активизировать сотрудничество, чтобы «сохранять глобальную энергетическую безопасность и устойчивость». Также речь идет о доступности энергии в период, когда Европа снижает свою зависимость от энергоносителей из России.

Байден и Сунак решили стабилизировать энергетические рынки, снизить спрос и обеспечить надежность поставок в краткосрочной перспективе.

По словам британского премьера, такое партнерство позволит снизить цены для потребителей из Великобритании и «раз и навсегда покончить» с зависимостью европейских стран от российской энергии.

То бишь цель «нефтяного потолка» — это не столько как — то повлиять на СВО, сколько попытка англо — саксов вытеснить РФ из европейского нефтяного рынка. Речь идёт о выдавливании конкурента под предлогом «заботы» об Украине.

В свою очередь глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 7 декабря представила предложения для нового пакета ограничений в отношении России. В нем предлагается ввести дополнительные меры против энергетического сектора, в том числе запретить инвестиции в горнодобывающую отрасль, «закрыть доступ к беспилотникам», в том числе через третьи страны, включая Иран (теперь меры должны согласовать постоянные представители стран ЕС, затем их окончательно утвердят министры стран союза).

В свою очередь братская Венгрия 8 декабря на встрече постпредов ЕС выступила против нового пакета антироссийских санкций, а также не поддержала предложение увеличить финансирование фонда Евросоюза для предоставления оружия Украине.

Вообще, эмбарго на перевозки российской нефти морским путем является крупнейшим вмешательством в мировой поток нефти за последние десятилетия, и никто точно не знает, что произойдет. Участники рынка, в том числе покупатели, переработчики, трейдеры и судоходная отрасль, скептически относятся к возможности эффективного применения новых правил.

Сложности возрастут после 5 февраля, когда, как и планировал Евросоюз, вступит в силу аналогичное эмбарго на морские перевозки российских нефтепродуктов.

При этом Европа добилась незначительного прогресса в замене таких продуктов, как российское дизельное топливо, а напряженная ситуация на мировых рынках может сделать такую замену сложной и дорогостоящей. Например, Кипру следует ожидать, что именно это и произойдет, и что в феврале цены на дизельное топливо вырастут.

По мнению ряда экспертов «потолок» может обернуться острой нехваткой топлива на Украине, а также значительным повышением цен на него. Ведь Украина первой почувствовала на себе действие санкций. Дело прежде всего не в цене товара, а в его наличии.

Отмечу, что весной Украине пришлось пережить гораздо более сложный этап восстановления рынка. Тогда государство было вынуждено заменить 100% источников поставок, которые были в ходу до начала боевых действий.

Отмечу также, что у берегов Турции после начала действия «потолка» образовалась пробка из танкеров.

Дело в том, что Турция с 1 декабря ввела дополнительное требование по страхованию к танкерам с сырой нефтью для прохода через турецкие проливы —  письмо, подтверждающее предоставление судну P&I-страхования (Protection and Indemnity Insurance).

Эти застрявшие танкеры являются первым показателем того, что введение ограничений цен на нефть из России может привести к подрыву поставок нефти по всему миру.

Застрявшие суда являлись танкерами со страховками от западных компаний.

Вообще, большинство страховых компаний базируются в ЕС или Великобритании и будут следовать введенным ограничениям.

В этом причина переполненности судов в Черном море, большинство из которых загружено нефтью из Казахстана, а не из России. Турция настаивает на том, что они должны доказать, что они застрахованы, прежде чем позволить им пересечь Босфор, хотя США говорят, что в этом нет необходимости. При этом риск состоит в том, что полный запрет на страхование может привести к уходу с рынка такого количества российской нефти, что цены взлетят до небес, пострадают западная и другие экономики, а Россия получит больше прибыли от нефти, которую можно экспортировать морским путем, невзирая на эмбарго.

На сегодняшний день введён запрет на страхование танкеров с нашей нефтью западными компаниями. При этом почти 90% танкеров в мире обслуживает международная группа страховщиков P&I Clubs со штаб-квартирой в Великобритании, и российские перевозчики уже столкнулись с отказами в страховании.

Скорее всего на смену европейским страховщикам придут китайские.

По мнению многих экспертов, Западу будет трудно навредить России путём ограничения цены нефти, так как ему будет крайне трудно контролировать ситуацию на нефтяном рынке.

США вместе со своими союзниками по Группе семи предложили ввести «потолок» как способ ограничить прибыль России, сохранив при этом поступление российской нефти в мировую экономику. Цель состоит в том, чтобы нанести ущерб финансам России, избежав при этом резкого роста нефтяных цен, который стал бы следствием существенного сокращения российской нефти на мировых рынках.

Однако сейчас Россия уже экспортирует большую часть своей нефти в Индию, Китай и другие азиатские страны по цене около $50-55 за баррель, то есть с дисконтом примерно в одну треть по отношению к цене нефтяной смеси Brent. Эти страны не устанавливают потолка. И пока цена остается на этом уровне, потолок на нее не повлияет.

Ограничение «остается почти незамеченным», потому что потолок близок к тем ценам, по которым торгуется нефть из РФ. Стоимость добычи российской нефти колеблется в пределах $30-40 за баррель.

Установленные ограничения могут нанести вред России в том случае, если цены на нефть внезапно вырастут. Но если незападные покупатели не будут вводить ценовой потолок, то Россия может выиграть от резкого повышения мировых цен на нефть.

 По мнению эксперта в области энергетической политики аналитического центра Брейгеля в Брюсселе Симоне Тальяпьетра, потолок в 60 долларов не окажет большого влияния на финансы России, и он «останется почти незамеченным», поскольку эта цена и так близка к той, по которой уже продается российская нефть.

Напомню, что сам В. Путин заявил 9 декабря, что «прeдложенный потoлок соответствует тем ценам, по которым мы сегодня прoдаем и в этом смысле это рeшение нас никак не затрaгивает ; нам, честно говоря, не это вaжно; мы еще и скидки многим пaртнерам делаем; примерно к этой цифрe все и сходится; пoэтому у нас потерь не будет ни при каких oбстоятeльствaх».

Кроме того, Россия также может продавать нефть неофициально, используя танкеры «темного флота» с неизвестными владельцами, как это делают Венесуэла и Иран. Нефть можно перекачивать с одного корабля на другой и смешивать с нефтью аналогичного качества, чтобы скрыть ее происхождение.

По словам Марии Шагиной, эксперта по санкциям в Международном институте стратегических исследований в Берлине, споры о том, где установить верхний предел, высветили разногласия по поводу цели его введения — нанести ущерб финансам России или сдержать инфляцию, при этом США склоняются в сторону сдерживания роста цен.

Ряд экспертов считает, что не стоит ждать коллапса российской экономики из-за сокращения нефтяных доходов. Однако долгосрочных инвестиций в новые проекты (как в ископаемое топливо, так и в зеленые технологии) будет все меньше и меньше, и через десятилетие статус России как энергетической сверхдержавы, на который она претендовала, уйдет в прошлое.

Напомню, что после введения санкций весной 2022 года Россия в основном перенаправляла свои поставки нефти в Китай, Индию и Турцию. Теперь эти же рынки, плюс рынки остальных развивающихся стран, предстоит перенаправить и оставшиеся 1,2 млн баррелей в сутки, которые до последнего времени шли в Европу. Первая неопределенность связана с поведением азиатских стран — импортеров нефти: как они отреагируют на ценовой потолок, рискнут ли использовать незападных перевозчиков и страховщиков и выстраивать альтернативные логистические цепочки с Россией?

Индия уже заявила, что продолжит покупать российскую нефть и планирует использовать для этого незападные компании. Страна перерабатывает все больше российской нефти и замещает своими поставками российские нефтепродукты в Европе. Но тут есть чисто технологические ограничения на объемы российской нефти, которые Индия потенциально готова принимать из России.

Китай и Турция четко свою позицию не обозначили. Но турецкий импорт из России за последний год существенно вырос, и можно предполагать, что Турция останется хабом для российской нефти. Дальнейший рост китайского спроса ограничен, с одной стороны, последствиями ковида, с другой — соображениями энергобезопасности и четкими ориентирами по диверсификации источников импорта. Поэтому переключить российские поставки с Европы на Азию вряд ли получится легко и быстро.

Более того, в самом этом переключении уже заложено заметное сокращение маржи российских компаний. Транспортное плечо до азиатских рынков намного больше, чем до традиционных европейских, а свободных транспортных мощностей мало. Все это толкает ставки фрахта вверх, увеличивает транспортные расходы российских компаний и сокращает их прибыль практически при любом уровне ценового потолка.

Кроме того, ценовой потолок позволяет азиатским покупателям российской нефти добиваться больших скидок. Китай и Индия не собираются официально присоединяться к потолку, но сложно представить, что в ходе переговоров с российскими поставщиками китайские и индийские компании не будут пользоваться таким прекрасным аргументом, чтобы сбить цену. Собственно, это уже и происходит — некоторые грузы в Китай с погрузкой в январе были проданы со скидкой в $4–6 за баррель.

По поводу нефти западники добазарились довольно быстро , а вот с «голубым топливом» поначалу вышла загвоздка. На совете министров энергетики стран ЕС в Брюсселе 14 декабря не удалось согласовать потолок цен на газ.

По мнению министра иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии П. Сийярто, Брюссель «плохо справляется» с энергетическим кризисом в Европе, если предлагает такие плохие идеи как потолок цен на газ.

Однако 19 декабря государства Евросоюза всё — таки согласовали лимит цен на «голубое топливо».   При этом 9 стран, включая Венгрию и Германию, проголосовали против установки потолка цен на российский газ во время пробного голосования на заседании министров энергетики. Но квалифицированное большинство русофобов всё таки взяло верх.

Итак, как мы видим, находящаяся под влиянием США Европа, готова буквально заморозить своих трудящихся в суровую зимнюю пору и погрузить их в нищету ради мифической поддержки бандеровского режима на Украине. Европа окончательно потеряла разум!

Правда для России, самой большой страны мира, обладающей несметными природными богатствами и превосходным человеческим потенциалом, никакие санкции не страшны. Наоборот, при мудрой экономической политике они могут даже дать толчок для развития нашего сельского хозяйства и промышленности в условиях ограниченной автаркии. Хватит покупать дорогую дрянь за рубежом!

России следует полностью прекратить экономическое взаимодействие с ЕС и США и выстроить взаимовыгодные хозяйственные отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Правда это возможно при социализме, при плановой экономике и отсутствии олигархов, которые ради прибыли готовы продать свою Родину всем подряд — и Западу, и Израилю, и даже бандеровскому режиму.

Бенес Айо, член КПРФ, участник СВО

Продолжение следует


Похожие записи

Оставить комментарий