Ландшафтный дизайн «по-торжокски» или зелёная ампутация

Ландшафтный дизайн «по-торжокски» или зелёная ампутация

В Торжке остается все меньше деревьев. Весь ноябрь и декабрь пилили, рубили… До сих пор кучи веток валяются на бульваре, даже заходить туда неохота. Я не выдержала и решила написать об этом безобразии. Писала очень осторожно, чтобы не «задеть» наши власти. Хотя директор «Чистого города», например, откровенно послала меня матом куда подальше. Два месяца уже лежит материал у редактора и, видимо, так никогда и не появится в газете. Чтобы мой труд не пропал, выложу его здесь… Правда, вряд ли это поможет остановить вырубки. Но вдруг хоть немного поможет?

1

С таких слов начинается пост жительницы Торжка Елизаветы. Девушка, выросшая в этом городе, расписала свои мысли по поводу уничтожения зеленых насаждений, в корне меняющий облик города. Возможно, эти меры и необходимы — аварийные старые тополя угрожали рухнуть на головы новоторам, но, как и в каждом городе, жители возмущаются: перед тем, как что-то срубить, надо ведь что-то и посадить. Впрочем, почитаем мнение девушки:

Когда на берегу опять завизжала пила и послышался треск, у меня на глаза навернулись слезы, хотя нельзя сказать, что я плакса. Нет. В голове все вертелся один вопрос: зачем? Зачем опять рубят деревья? За последние месяц-полтора центр города изменился до неузнаваемости, причем явно не в лучшую сторону.
Подхожу к пешеходному мосту, чувствую себя, как на вырубке. Кучи веток и срубленных стволов валяются на месте раскидистых деревьев и пушистых кустов. Ну как тут не заплакать? Бреду по Мобилизационной набережной — отовсюду видны оголившиеся помойки (кто их видел под кустами?), которые, наверное, так никто и не уберет. С бульвара замечаю фасады полуразрушенных зданий на той самой Мобилизационной набережной. Раньше их прикрывали деревья. А что теперь? Будут ли они отреставрированы или хотя бы приведены в порядок? Сомнительно.

Вспоминаю живописный высокий тополь, который рос у пешеходного моста… Теперь там пустое место. Его рубили по частям, будто пытая. Кому помешал? Аллергикам? Может быть. Но тополя, между прочим, очищают воздух лучше любых других деревьев!
Некогда красивый тенистый Кировский садик напоминает, особенно осенью, декорации к фильму ужасов. С этим «ландшафтным дизайном по-торжокски» жителям пришлось смириться еще в прошлом году.

Перебирая в голове все эти малоприятные мысли, я наткнулась еще на одну: ну разве может администрация города, по крайней мере, с ведома которой проходит вырубка, делать это все необдуманно? Наверное, есть какая-то благая цель, которой они добиваются таким путем?

Обстановка немного прояснилась после разговора с экологом Анжеликой Николаевной Гусевой. Вот как она прокомментировала ситуацию: «Я сомневаюсь, что работы закончатся после вырубки деревьев. Они только начались, а результата еще нет, и люди возмущаются, не понимая, что происходит на самом деле. Мы почему-то не любим перемены, боимся их. Начало всегда пугает; разве красиво, когда перед ремонтом в комнате сдирают обои? Я считаю, что город нужно приводить в порядок. Красиво, когда здания утопают в зелени, но зелень эта должна быть культурная. Я противник уничтожения деревьев, но страшно, когда они угрожают жизни людей. Старые тополя — аварийные, часто их корни не выдерживают напора ветра, поэтому в городе вырубают много именно этих деревьев. По поводу набережной могу сказать, что на ней вырезают самосев и что ее давно пора облагородить. С городского бульвара открылся вид на город, и это здорово, возможно, бульвар будет включен в туристические маршруты. Зачем обрезали липы в Кировском саду — не очень понятно. Существует формовочная обрезка, но она сложна по технологии, а есть метод омоложения — спиливание на 2/3, после чего деревья обрастают «шапочкой». Но этот метод обычно применяют к тополям и ясеням, которые обрастают быстро; липы же будут выглядеть, как столбы, еще довольно долго. Чтобы избежать аварий, возможно, нужно было обрезать старые липы, но молодые трогать не стоило. Если работы продолжатся, то, может быть, и жителям захочется сделать лучше территорию вокруг домов: убрать мусор, покрасить фасады, развести цветы… Планирует ли администрация сажать деревья — не знаю, но почему бы нам, жителям, не выйти, например, 15 мая, в день леса, и не посадить каждому по дереву? Ругать действия властей может каждый, а сделать что-то для города готовы единицы

Работы по благоустройству в центре города по заказу администрации Торжка проводят сотрудники ООО»Чистый город». Его директор Надежда Ивановна Арсеньева объяснила мне, что прямые крепкие деревья оставляют, а вырубают лишь поросль и гнилые аварийные деревья (оставить или срубить дерево решает специальная комиссия), что мусор на очистившихся от самосева участках администрация планирует убирать весной. «Мой коллектив не портит город, мы работаем только на благо Торжка. Например, ухоженная площадь Воробьева — наша работа, аккуратная Тверецкая набережная и цветы на клумбах у Дома культуры — тоже. Мы вырезаем разросшиеся по всему городу ясени, но мы же и сажаем деревья. Поросль на набережной мы будем вырубать до музея Пушкина. Я не знаю, кто будет заниматься благоустройством в следующем году, но уверена: станет лучше, вместо зарослей будут видны высокие деревья, скорее всего, посадят и молодые растения,» — так прокомментировала свою работу Н.И. Арсеньева. Кстати, по словам Надежды Ивановны, деревья в Кировском саду обрезала тверская фирма, и сделала это очень недобросовестно, липы так обрезать нельзя.

После этого разговора я пыталась убедить себя в том, что все делается правильно, но не смогла, а только больше запуталась. На берегу рядом со зданием соцзащиты рос вяз. Он был невысоким, с толстым стволом, а осенью становился невероятно красивым: листья приобретали фиолетово-багровый оттенок. Его срубили. Пень, который остался от дерева, не гнилой! Почему вяз не пощадили? И как определяют, какие деревья стоит вырубать? На эти вопросы Н.И. Арсеньева ответить не смогла. Это заставляет задуматься о компетентности сотрудников «Чистого города»: получается, что люди сами не знают толком, что они делают!
Многие не согласны с такими мерами по «благоустройству». Когда липы в Кировском саду превращали в уродливые столбы, возмущался весь город (на улице, в автобусах, в социальных сетях…), но лишь самые неравнодушные новоторы обращались в администрацию с просьбой прекратить работы или вести их менее варварски… Одна из них — историк Ирина Александровна Бочкарева. Она же говорила и писала о необходимости вырубить поросль вокруг Спасо-Преображенского собора. Творение Карла Росси зарастает молодыми деревьями, они буквально растут на крыльце, разрушающего и фундамент, рядом стоят засохшие стволы, которые загораживают уникальный памятник архитектуры. Жаль, что ни одну просьбу Ирины Александровны не услышали. Возможно, стоило вместо того, чтобы пилить липы в парке, уничтожить поросль на крыльце собора?

Единой точки зрения на происходящее нет. Всегда будут сторонники и противники предпринимаемых действий. Однозначный ответ на все вопросы, похоже, даст только время. Остается только надеяться, что все «если» и «возможно» станут реальностью, что молодые деревья посадят, а сухие вырубят, помойки уберут, фасады покрасят… А это зависит не только от властей, но и от нас самих. 

На фото: Кировский садик в Торжке — до и после вырубания.


Похожие записи

Оставить комментарий