На заседании клуба Тверских краеведов было принято решение направить в адрес Администрации г. Твери письмо с жалобой на действия тверских чиновников, которые бездушно и словно хаотично называют те или иные улицы города именами наших известных земляков. Инициатива сама по себе хорошая, вот только отношение к ней бестолковое. И это нужно исправить. Публикуем письмо полностью:
Если взять фундаментальный труд К. В. Литвицкого «Энциклопедия тверских улиц» и добавить к нему все появившиеся с 2011 г. улицы, то картина становится достаточно печальной. Ведь даже часть улиц, учреждённых в 1990-х гг., до сих пор никак не обозначена на картах или на местности.
– В Черкассах до сих пор не появились Полунинский и Федорченковский переулки, названные в 1992 г. в честь военнослужащих, погибших в боях за освобождение Калинина и похороненных в братской могиле в Черкассах.
– В Мамулине есть улица Михаила Агибалова, названная в 1994 г. в честь командира танкового батальона, геройски погибшего при попытке прорыва в Калинин в октябре 1941 г., но на местности присутствует только одно строение по этой улице (гаражный кооператив), а трасса самой улицы – под вопросом. В том же микрорайоне находится улица Сергея Лоскутова, названная в 2013 г. в честь Почётного гражданина г. Твери. Первая часть улицы, уже заасфальтированная и частично застроенная, не обозначена ни указателями, ни табличками. В непосредственной близости от неё в 2014 г. была учреждена улица Героев Сталинграда, но в постановлении о присвоении названия местонахождение улицы указано неточно, а на местности она не появилась.
– В микрорайоне за посёлком Химинститута отсутствует переулок Леуса, названный в 1994 г. в честь комбата 940-го полка 262-й дивизии Калининского фронта Д. П. Леуса, погибшего в бою у Эммауса. В том же микрорайоне улица Виктора Гюго, названная в 2011 г., уже начала застраиваться. Неужели нам ближе французский писатель, связанный с Тверью только тем, что родился в Безансоне – городе-побратиме Твери, чем непосредственный защитник города от гитлеровцев? Заметим, что в самом Эммаусе есть улица Леуса – значит, там лучше относятся к героям?
– В Лазурной промзоне должна быть улица 31-й Армии, названная в 2006 г. в честь армии, освобождавшей г. Калинин. Но даже её примерное местонахождение остаётся под вопросом. В той же промзоне имеется Дивизионная улица, названная в 2002 г. в память боевых действий дивизий 29-й и 31-й армий, освобождавших эту часть города. Но она обозначена только на карте, а на местности нет никаких указателей, и все строения относятся к соседним улицам.
– В Исаевской слободе должна быть улица Гурко, названная в 2005 г. в честь прославленного генерал-фельдмаршала. Но по странному стечению обстоятельств она не только не была обозначена, но и оказалась уничтоженной в результате строительства торгового центра. В результате в честь И. В. Гурко осталась названной только площадь в Сахарове.
– За Горбатым мостом находится улица Екатерины Бакуниной, названная в 2010 г. в честь сестры милосердия и мецената Е. М. Бакуниной (XIX в.). Эта улица должна стать крупной магистралью после строительства Западного моста, но на местности ныне она никак не обозначена.
– В Пролетарском районе должна быть улица Александра Атрощанка, названная в 2011 г. в честь майора, погибшего в бою с боевиками в Ингушетии. В постановлении о присвоении названия не указан даже микрорайон (!!!), в котором находится эта улица.
Даже в самом центре города есть подобные недочёты с «именными названиями».
– Площадь Пушкина перед Законодательным собранием никак не обозначена. В результате её часто путают с Московской площадью, находящейся у соборной мечети, и тоже никак не обозначенной на местности.
– На площади Ленина сохранилась только одна табличка с названием (на здании Городской думы), все остальные в количестве не менее семи, не считая табличек с историческими названиями, утрачены и не восстановлены.
– Сквер Казакова, названный ещё в 1990-х гг., не обозначен ни табличками, ни указателями. В результате того, что в нём установлен памятник жертвам репрессий, некоторые люди считают, что и сквер называется так же. Недавно сквер был реконструирован, но никакие указатели установлены не были.
– Сквер Крылова не обозначен ни табличками, ни указателями. Название сквера можно определить только по установленному в нём памятнику И. А. Крылову.
– Набережная Михаила Ярославича, названная в 1993 г. в честь первого великого князя Всея Руси, на данный момент не обозначена. Ранее на ней был установлен первый вариант памятного знака с названием набережной и барельефом Михаила Ярославича, но нынешний памятный знак почему-то был установлен в глубине Городского сада, из-за чего название набережной «потерялось». Тверское общество Михаила Тверского не раз обращалось к властям с предложениями установить на набережной какой-нибудь указатель, но пока безрезультатно.
– Сквер Олега Лосева, названный в 2014 г. в честь выдающегося тверского физика-радиотехника, не обозначен ни табличками, ни указателями.
– Площадь Вернадского, названная в 2016 г. в честь великого учёного, оказавшего содействие созданию первого вуза в Твери (ныне ТвГУ), не обозначена ни табличками, ни указателями.
В результате из всех недавно названных «именных» топонимических единиц только улица Игоря Баталова и площадь Маршала Жукова реально обозначены на местности.
Выше были перечислены только «именные» улицы, а ведь имеется ещё и ряд «неименных» улиц, местонахождение которых также неизвестно.
Все эти недостатки в работе городских чиновников отнюдь не способствуют патриотизму и сводят на нет полезные инициативы граждан и организаций по присвоению названий топонимическим единицам, а также работу комиссии по топонимике при администрации г. Твери. Самым обидным является то, что названия многих «потерянных» улиц связаны с Великой Отечественной войной, а победа в этой войне – наша главная Победа.
В связи с этим мы обращаемся к администрации г. Твери с просьбой об установке табличек или указателей на вышеназванных улицах, площадях, переулках и скверах, а в случае невозможности этого (если улица отсутствует на местности) – о публикации в сети Интернет чертежей с прорисовкой данных улиц на местности, потому что эта информация не должна быть скрыта от горожан.