Накануне мы говорили о проблемах образования в Тверской области в срезе исполнения бюджета 2018, говорили очень кратко — фактически тезисно коснулись болевых точек. Сегодня мы так же коснемся проблем здравоохранения. По-другому сделать это в более или менее читаемом формате, говоря об тверском здравоохранении в целом, вряд ли возможно. Проблем здесь сотни, если не тысячи. Большинство из них и так известны нашим читателям, поэтому мы представляем вашему вниманию интересные факты и цифры за 2018 год, многие из которых не получили широкого освещения в других СМИ.
Итак, в 2018 году на тверское здравоохранение было выделено 5,8 млрд. рублей, но освоено только 5,25 млрд. Около 580 миллионов рублей так и не были истрачены. Давайте разбираться, почему, и куда должны были конкретно пойти эти деньги.
На 88,7% исполнены расходы на оказание специализированной стационарной медпомощи (около 30 млн. рублей); на приобретение и оборудование фельдшерско-акушерских пунктов не освоено около 20 млн. (из 158 млн.), т.е. в 2018 году не были завершены работы по 5 из 39 ФАПам; на реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы детских поликлиник не исполнены расходы на сумму около 15 млн. рублей (11,6%); провалена программа по развитию и развитию информационной системы здравоохранения Тверской области (не исполнена на 86,8% или на 68,5 млн. рублей), около 41 млн. не освоено на оснащение оборудованием, автотранспортом, мебелью учреждений здравоохранения и т.д.
Это простые цифры, но за ними — нерешенные проблемы здравоохранения, которые копятся годами, создают проблемы врачам и пациентом, ведут к росту смертности и т.д. В некоторых больницах посетители жалуются на грязь и тараканов (Кимры), в других нет даже элементарных пластырей и йода (Бежецк). Недавно мы писали о том, как стены поликлиники в Вышнем Волочке покрылись черным грибком. Есть серьезные проблемы и в областном центре, жители Заволжья жалуются на отсутствие в больницах района важных диагностических аппаратов и очереди на морозе.
При этом сотни миллионов уже выделенных средств не осваиваются. Деньги лежат мертвым грузом или тратятся неэффективно. Причины, как правило, одни и те же — затягивание чиновниками проведение торгов и заключения госконтрактов. Другими словами, причины в нерасторопности чиновников, но с них за это никто не спрашивает.
Но самые вопиющие провалы произошли в сфере строительства новых объектов здравоохранения. Здесь из 339 млн. рублей освоено только 100,5 млн. или 29,6% от утвержденных бюджетных ассигнований. В результате не были исполнены расходы на строительство больницы на 100 коек в г. Кувшиново (и это при том, что сейчас жители Кувшиново ходят в больницу XIX века), на строительство детской поликлиники в микрорайоне «Южный «города Твери, на корректировку проектной документации по строительству детской областной клинической больницы, на разработку проектной документации и выполнению работ по сносу недостроенного здания на Петербургском шоссе (на фото), где должна быть построена новая ДОКБ.
Особняком здесь стоит детская поликлиника в «Южном», которая усилиями областных чиновников превратилась в очередной долгострой. В этом году ее клятвенно обещают достроить, а еще весной 2019 года смету на строительство увеличили на 100 млн. рублей. Но эти запоздалые решения уже не отменят того факта, что из-за разгильдяйства чиновников Тверь в 2018 году лишилась современной детской поликлиники.
Наверное не удивительно, что 30% показателей, характеризующих достижение цели госпрограммы «Здравоохранение» не выполнено. Показатель «Смертность от новообразований (в том числе злокачественных)» не выполнен на 18,8%, «Смертность от всех причин» — на 16,7%, «Смертность населения от дорожно-транспортных происшествий» — на 7,8%. Но если эти показатели были установлены с улучшением достигнутых по итогам 2017 года, и отчасти поэтому были не выполнены, то целый ряд выполненных показателей установлен на уровне хуже значений 2017 года, что свидетельствует об их намеренном снижении для того, чтобы продемонстрировать некий прогресс в здравоохранении. Только кому нужны эти розовые очки?
Фактически по сравнению с 2017 годом в Тверской области ухудшились такие показатели, как смертность населения в трудоспособном возрасте (на 11,1%), уровень материнской смертности (на 10,3%) и младенческая смертность (на 4,4%). Таковы реальные итоги демографической политики правительства Тверской области.
Вывод Контрольно-счетной палаты Тверской области по результатам внешней проверки бюджета 2018 по разделу «Здравоохранения» весьма дипломатичен, но в целом понятен: «указанные факты свидетельствуют о том, что на территории Тверской области имеются проблемы с качеством и доступностью медицинской помощи». И это, конечно, мягко сказано — на наш взгляд, состояние тверского здравоохранения просто катастрофическое. И, судя по всему, год от года оно только ухудшается.