У тверского трамвая есть свои сторонники и противники, но те и другие вряд ли сомневаются в том, что решение по нему властью уже принято и что «временное» прекращение трамвайного движения станет постоянным. Не сомневаемся в этом и мы. В этом смысле обсуждать, как на проспекте Победы и на улице Орджоникидзе снимают рельсы, или сразу закатывают в асфальт, как на улице Коминтерна — это все равно что просматривать новости прошлого года — можно, но бессмысленно.
Кстати, в июне депутаты Законодательного Собрания Тверской области внесли поправку в региональный бюджет о выделении 75 млн. 185 тыс. рублей на ремонт трамвайных путей в г. Твери по статусу города воинской славы. Интересно, они уйдут на то, чтобы закопать обратно снятые трамвайные рельсы или на то, чтобы очистить асфальт там, где он положен прямо на пути? Ни на что другое этих денег явно не хватит.
Но из Зазеркалья нам продолжают вещать другое: ВЭБ нам поможет! Трамваю — быть! При этом уже готова конкурсная документация на 65 автобусных маршрутов на территории Твери и Калининского района. Трамваям и троллейбусам места там нет.
Конечно, теоретически возможно всякое. Что в Твери построят Западный мост. Что восстановят Речной вокзал. Отремонтируют-отреставрируют Морозовский городок. И, наверное, когда-нибудь это действительно будет. Но при нашей ли жизни?
Но достаточно стенаний. Давайте рассмотрим ситуацию комплексно. С точки зрения двух подходов к решению проблемы общественного транспорта. Первый пример — это город Воронеж, который в 2009 году стал единственным в России и Европе городом-миллионником без рельсового городского транспорта. Официальными причинами закрытия трамвая стали многомиллионные долги предприятия, износ фондов и подвижного состава.
Что получилось в итоге? Город заполонили маршрутки а горожане потеряли комфортную возможность ездить по городу. В результате краткосрочного улучшения условий для машин и нулевой конкурентоспособности общественного транспорта получился спровоцированный спрос – люди стали при первой возможности пересаживаться в личные автомобили и пополнять ряды пробок.
Сейчас город пытается поспеть за автомобилизацией и думает вкладывать миллиарды рублей в развязки и прочие ура-автомобильные штуки. Когда посчитали — прослезились. Оказалось, что восстановить полностью трамвайное движение стоит 18 млрд., а одна мега-развязка для борьбы с пробками — 6,5 млрд. И сколько не строй эти развязки, а пробок меньше не становится. Хотели сэкономить на трамвае 1 рубль, а теперь придется заплатить 3.
Через несколько лет после закрытия трамвая, мэрия Воронежа представила план по сути восстановления линий трамвая по тем же трассам по которым он проходил ранее, с небольшими косметическими изменениями. Правда этот план так и не был реализован. Закрыть трамвай получилось просто, а вот найти инвестиции для его восстановления уже намного сложнее.
И вот вам другой путь развития — Новосибирск. В развитии транспорта на ближайшие годы городские власти сделают ставку на рельсовый транспорт. Когда говорят: „Ну что там — трамвай? Трамвай — это плохо, он же медленно движется“. Ну, извините: вы можете в комфорте в пробке стоять часами. А трамвай по расписанию со скоростью 30 километров в час уверенно будет двигаться», — отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
До 2025 года в Новосибирске проложат 30 километров трамвайных путей. Строятся новые линии, собственными силами модернизируют вагоны. Власти Новосибирска ставят перед собой задачу реконструировать существующие пути, так, чтобы трамвай ехал обособленно от потока транспорта. Вторая задача — достроить существующие трамвайные линии до бурно развивающихся жилых массивов.
Конечно, идеальных вариантов нет. Проблема автомобильных пробок существует везде, и выбор путей решения этой проблемы — с помощью рельсового общественного транспорта или с помощью дорожных развязок — за муниципальными властями. Главное, чтобы власть вообще задумывалась о будущем, ставила перед собой реальные задачи, заботилась о комфорте горожан.
Увы, ничего подобного в Твери нет и в помине. Не считать же карикатурную Стратегию-2035 за образ будущего нашего города. Поменяется губернатор — и эту «стратегию» уберут в долгий ящик, где она и закончит свои дни. Что касается общественного транспорта, то здесь власть выбрала самый токсичный вариант проблемы — полное закрытие электротранспорта и замена его автобусами. Со всеми вытекающими отсюда проблемами, пробками и ухудшением экологии.
Даже в Воронеже троллейбусы до сих пор ходят по маршрутам. Мало того, в рамках Генерального плана развития города Воронеж, предполагается почти трёхкратное увеличение протяжённости троллейбусных линий. Эй, тверские чиновники, где ваш разум?