Как уже сообщал портал «Тверь24», в Торжокском районе прошло первое заседание вновь избранного Собрания депутатов. Районные парламентарии, подавляющее большинство которых представляют победившие на выборах самовыдвиженцы, избрали председателя и отправили в отставку главу района.
Мы решили познакомить наших читателей с командой независимых депутатов, с их планами и ощущениями от новой работы.
Вновь избранный депутат Торжокского района Сергей Москалев внешне напоминает былинного русского богатыря, будто перенесшегося на фантастической машине времени в наш суматошный век. Сергей Владимирович родился далеко от этих мест – его детство прошло в Приднестровье. Затем семья перебралась в Москву. В столице Сергей получил три высших образования: одновременно окончил два факультета Московского авиационного института – радиоинженерный и экономический. А спустя некоторое время получил степень «Мастера делового администрирования» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
— Живя в Москве, я освоил много профессий, — рассказывает Сергей Владимирович. — В какой-то момент решил организовать собственное дело. Занимался несколькими направлениями бизнеса: рекламное агентство, автосервис, строительная компания. А дальше понял, что жизнь в столице меня не устраивает. Да, там можно зарабатывать деньги, много денег, но… Вся твоя жизнь при этом будет состоять из работы по 12 часов в день и сна. На семейные отношения, на воспитание детей, на общение с родителями при таком ритме времени просто не остаётся. И тогда мы с супругой (она у меня коренная тверичанка) подумали: а почему бы нам не перебраться в деревню? Какое-то время подыскивали варианты и в 2012 году нашли замечательное место в Торжокском районе. Это деревня Степурино, которая на момент нашего переезда уже практически исчезла: кроме нас, там был всего один дом, где постоянно жили люди.
— И что Вы можете сказать о Торжокской земле, которая стала для Вас второй родиной?
— Люди здесь очень открытые, без двойного дна. За 8 лет все наши семейные цели практически осуществились. Родились трое детей. Сама деревня благодаря нашему переезду тоже ожила, сейчас постоянно живут пять семей, строится три новых домов. Живём содружеством единомышленников, исповедующих традиционные русские ценности. Это – крепкая семья, много детей, русская культура, здоровый образ жизни, православие, сильное и справедливое государство…
Земли в русской глубинке нуждаются в грамотных и рачительных хозяевах. Сегодня у нас в Степурино есть небольшая мельница, пекарня, производим натуральные сладости — пастилу, халву, делаем на ферментированных травах зеленую аджику. Ингредиенты для нашей продукции — смородину, клубнику, по возможности выращиваем сами. В перспективе нацелены выращивать и собственное биозерно для производства муки.
— Почему Вы решили пойти в депутаты?
— В начале этого года устоявшийся образ жизни попытались сломать извне. Я говорю о планах по присоединению Торжокского района к городу Торжку. После изучения стало понятно, что решение по объединению – сырое и непродуманное, а значит – приведет к плохим последствиям. Было ясно, что оставаться в стороне нельзя. Я увидел как недобросовестные исполнители, чтобы продавить решение, пытались сломать глав сельских поселений, выступавших против непродуманной реформы. Тогда и пришло окончательное решение: не могу я взрослый, здоровый мужик оставаться в стороне! Пошёл и подал заявление на самовыдвижение в избирательную комиссию…
— Результатами выборов Вы довольны?
— Итоги Единого дня голосования показали, что население района против объединения.
Депутатами стали 10 самовыдвиженцев, которые шли с лозунгом против ликвидации района и член КПРФ, придерживающаяся аналогичной точки зрения. У «Единой России» в Собрании – 4 депутата. Считаю, это достойные люди, как и мы — жители сельских поселений района, крепко связанные с нашей землей. Будем с ними конструктивно работать. Но главному своему обещанию – предотвратить объединение района с городом, никто из самовыдвиженцев не изменит. Сейчас у нас сложилась неплохая команда. Да, некоторые из нас придерживаются различных политических взглядов, но районный парламент – не место для выяснения отношений на почве идеологии.
Наша задача – работать в интересах местного населения, решать насущные проблемы территории. В нашей команде нет случайных людей, каждый обладает достаточным жизненным и профессиональным опытом. Некоторые из нас до сегодняшнего дня не были во власти, не совсем знакомы с её механизмами. Но с другой стороны, это и лучше, поскольку мы готовы к нестандартным решениям. Все ключевые вопросы видим изнутри, как жители.
— С чего новые депутаты начнут работу?
— Сегодня в районе необходимо навести элементарный порядок. Работа районной администрации серьезно нарушена. Это стало следствием кадровой чехарды – за время руководства районом Натальей Лашиной в администрации сменилось боле 100 человек. Например, фактически обезлюдел финансовый отдел, даже заместитель главы района по финансовым вопросам долгое время отсутствовал. Из администрации ушли опытные сотрудники, досконально владеющие бюджетными вопросами. Как администрация собирается принимать бюджет-2020 в таких условиях – непонятно.
Стратегическая цель – провести конкурс и выбрать компетентного, способного восстановить порядок главу района. Сейчас в наших силах избрать на этот пост грамотного, честного и неравнодушного человека.
Собрание депутатов района не должно исполнять чисто декоративную функцию, как это было раньше, когда депутатами становились «люди администрации», механически принимая те решения, которые готовила администрация, в том числе по бюджету. Мы должны восстановить систему местного самоуправления в районе, чтобы она работала, так, как это предусмотрено законодательством. В своей работе будем опираться на мнение жителей, тесно работать с главами и депутатами сельских поселений. Также как и с администрацией района, с областной властью, с государственными органами. Наша задача, чтобы самоуправление в районе реально заработало.
Есть у Собрания депутатов и контрольная функция, осуществляемая через Ревизионную комиссию. Это прописано в нашем Уставе. Ревкомиссия должна вести работу постоянно, непрерывно и отчитываться перед Собранием депутатов. В общем, это местный аналог Счетной палаты. Проблема в том, что до сих пор Ревизионная комиссия в районе существует только на бумаге, что, несомненно, создает условия для различных нарушений.
— Наверняка, в ходе предвыборной кампании нынешние депутаты получили наказы от избирателей по решению конкретных вопросов?
— Да, пожеланий в наш адрес прозвучало немало. Например, когда мы встречались с избирателями, многие прямо говорили – мы никому не верим. Надо вернуть веру в депутатов, во власть, наладить обратную связь с жителями.
Для этого крайне важно организовать работу аппарата Собрания депутатов, которой сейчас нет, так же, как и самого аппарата. Смешно и грустно, но у Собрания депутатов на данный момент нет даже финансирования на деятельность представительного органа. Хотя опять же в нашем Уставе однозначно прописано, что такое финансирование обязательно включается отдельной строкой в годовой бюджет. Не удивительно, что предыдущий состав Собрания фактически не был способен вести плодотворную работу.
Но главная задача – дать людям возможность зарабатывать на местах. Когда 8 лет назад я приехал сюда, в местной сельской школе училось 44 ребёнка. Сейчас учатся 32. Из-за её отсутствия работы, из-за отсутствия достойного заработка молодые семьи покидают район…
— Но как исправить ситуацию, если экономика района в руинах?
— Способ есть. Это развитие локальной экономики района. Это не есть что-то новое, не опробованное, наоборот локальная экономика в прошлом веке доказала свою эффективность в таких странах, как Швейцария, Австрия, США, Индия, Китай, Южная Корея, Бангладеш. До революции это способ хозяйствования системно применялся и в Российской Империи. Локальная экономика действует в том числе через механизм потребительской кооперации. Например, многие жители в селе держат скот, птицу, выращивают овощи. Надо обеспечить им возможность сбыта своей продукции. В городе качественная натуральная продукция личных подсобных хозяйств, на фоне массовой фальсификации основных продуктов питания, востребована практически в неограниченном количестве. Вот и нужно помочь одновременно и деревне и городу соединить интересы.
Острая проблема – сельские дороги. Вариант её решения также есть – это укладка грунтобетонных дорог. Соответствующие технологии, причем российские, которые вывели этот вид дорог на новый уровень — имеются. Прекрасно показала себя эта технология и на Западе. По износостойкости современные грунтобетонные дороги не уступают асфальтовым, но стоят намного дешевле. Главное, что их могут делать те же дорожные предприятия, что и сейчас делают дороги по устоявшимся технологиям. Один раз сделал такую дорогу, и забыл о проблеме на десятилетия.
Мусор… Сегодня району предлагают устройство кластера по твердым коммунальным отходам на территории района. Мы против этого, но нас спрашивают: а куда вы повезёте свой мусор? В том то и дело, что мы не отказываемся заниматься переработкой своего мусора, нам не нужен мусор как из соседних районов, так и, в том числе контрафактный из Московской области, машины с которым уже не однократно ловят активисты на территории Тверской области. Технологии по безвредной переработке, вторичному использованию основной части мусора и утилизации небольшого остатка тоже есть. При их использовании не будет никаких вредных выбросов в атмосферу. Не будет векового загрязнения грунтовых вод. Такие технологии безопасного обращения с мусором работают, например, в Австрии, Франции, Германии, Японии. Там предприятия стоят в жилых кварталах. Эти технологии могут работать и у нас…
Лидера депутатского корпуса Торжокского района полностью поддерживают его коллеги и единомышленники.
Валентина Александрова, депутат от партии КПРФ, преподаватель Сукромлинской сельской школы.
— Пожалуй, по возрасту я наиболее старшая из всех депутатов. Помню те времена, когда 41 год назад я приехала в Сукромлю. Это была процветающая деревня, плюс к тому, здесь работало второе по величине в Торжокском районе сельхозпредприятие. Но лет 10 назад колхоз перестал существовать. И всё посыпалось. Сразу закрылся детский сад, хорошо, что пока удается сберечь школу. Но к нам привозят детей из трёх ближайших поселений, где учебные заведения уже ликвидировали.
Когда встал вопрос об объединении, меня словно ножом резануло. Если нас объединят с городом, исчезнет последний шанс — мы никогда не возродимся как деревня. Сейчас главная задача избрать на пост главы района хозяйственника. Но есть «подводные камни». В конце ноября надо принимать бюджет, а мы никак не можем разобраться с процедурными вопросами. К сожалению, та позиция, которую заняла Наталья Лашина, не желающая вопреки решению депутатов покидать свой пост, не способствует нормальной работе.
Алексей Дубровский, депутат, предприниматель, член Молодёжного парламента Тверской области.
— Родился и живу в посёлке Славный, здесь у меня родились трое детей. Никуда уезжать не собираюсь. Ещё не будучи депутатом вместе с единомышленниками сумел много добиться. Так, по программе поддержки местных инициатив в посёлке появилась детская площадка, которой не было долгие годы, а также площадка для занятий спортом, лыжный клуб, беговая дорожка, соответствующая всем стандартам (по всей Тверской области таких единицы) и теперь все районные соревнования, в том числе сдача норм ГТО, проходят именно на ней…
Когда я шёл в депутаты, некоторые знакомые недоумевали – зачем тебе всё это надо, у тебя и так всё есть. Но я решил идти по примеру своего отца, который говорил – если ты хочешь работать в интересах людей, тебе придётся выйти из личной зоны комфорта. Отец действовал по этому принципу. Понимаю, работа в Собрании депутатов не будет лёгкой, но к трудностям наша команда готова.
Марина Белова, депутат, руководитель Центра защиты материнства, отцовства и детства:
— Я попала в политику в 2015 году. Это произошло несколько спонтанно, просто в деревне Галки, где я живу, на моих глазах стали разворовывать проект ППМИ по новому водопроводу. Тогда я по своей наивности поехала на приём к главе Торжокского района Наталье Лашиной, чтобы всё рассказать… но, оказалось, что чиновница тоже некоторым образом задействована в «схеме»…
С тех пор и началась моя политическая жизнь. В 2016 году пробовала свои силы на выборах в Государственную Думу РФ от Тверского региона. Увидев в системе много обмана и несправедливости в то время поняла, что большая политика – это не моё. Но за полгода предвыборной работы в регионе столкнулась с нищетой на селе и малых городах, с полным отсутствием детских узких специалистов в поликлиниках и больницах, с ужасающими условиями здравоохранения во многих районах области. За 6 месяцев получила сотни наказов от малообеспеченных и многодетных семей, от одиноких стариков. В 2016 году за меня отдали свои голоса одиннадцать тысяч человек. Уже не смогла развернуться и уйти от этих людей.
Организовала общественный Центр содействия защите материнства, отцовства и детства. Оказывала бесплатную юридическую и психологическую помощь нуждающимся. Организовывала гуманитарную помощь малообеспеченным в виде одежды, книжек, игрушек. Год назад минюст зарегистрировал Центр как юридическое лицо Автономная Некоммерческая Организация, деятельность которой направлена на юридическую помощь и социальные проекты. Для того, чтобы все налоги от нашей деятельности оставались в районе, весной этого юридический адрес Центра сменился на Торжокский район.
Сейчас меня избрали председателем комиссии по социальной политике. Социальная политика – это система мероприятий направленная на улучшение качества жизни людей всех социальных групп. В Торжокском районе термин «социальная политика» есть, но, по факту, сегодня она в районе отсутствует, ряд соответствующих федеральных законов просто не доходит до района или не работает.
В районе очень высокая детская смертность. А надо ли этому удивляться, если учесть, что в поликлинике вообще не осталось детских врачей. Как известно, чтобы исключить риски патологии, новорождённый ребёнок до года должен проходить обследование каждые 3 месяца.
У родителей три варианта – ждать, когда приедут на плановый приём врачи из Твери, пойти к частному доктору, или поехать на прием в Тверь. Все варианты платные, а торжокская зарплата едва позволяет накормить детей.
Также для меня очень важен вопрос образования. Причём не только классического школьного. У нас потерян институт семьи. Размыты понимания в семье мужчины как мужа, отца. Размыты понимания женщины как жены и матери. Из-за этой размытости мы теряем в воспитании детей – общество становится инвалидом, мы уничтожаем сами себя.
Работы много. Работа сложная и интересная. Очень надеюсь на участие, как жителей района, так и региональную власть.
Елена Шумейко, депутат, работает в сфере индивидуального предпринимательства:
— С момента нашего избрания администрация района пребывает в растерянности. У чиновников не укладывается в голове, что в Собрание депутатов прошёл не тот, кто готов плясать под их дудку, а тот, кто сам будет жёстко и принципиально спрашивать с исполнительной власти за её работу. Не только местной власти, но и представителям области теперь во многом придется идти на компромисс с самовыдвиженцами. В районе полностью поменялась атмосфера, уже эти выборы доказали, что игнорировать мнение народа, как это было видно на примере попыток объединения города и района — себе дороже.
Прошедшая избирательная кампания имела большое значение: люди проявили активность, стало ясно, что здравый смысл может и должен побеждать. Сейчас и нашей, и областной власти придётся привыкать к новой политической реальности, в которой у жителей Торжокского района появилось много искренних защитников. Надеюсь, взаимопонимание будет найдено.
Над материалом работал Дмитрий Фисенко