Рост производства и обезлюдивание территорий. Каким видят региональные чиновники будущее Тверской области?

Как говорится, хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Впрочем, это не мешает людям, организациям и целым странам планировать свою деятельность, причем иногда весьма успешно. Ну а если прогнозы делаются с научной точностью, то без них никакой сложноорганизованной деятельности точно не получится. В этом смысле прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2020 г. и период до 2024 г., рассматриваемый в рамках областного бюджета, нам очень интересен. Какие изменения в ближайшее время произойдут в тверской демографии и экономике, по мнению региональных чиновников? Какой будет Тверская область через несколько лет?

Сразу скажем в сфере демографии Тверской области похвастаться нечем. Среднегодовая численность населения региона будет неуклонно снижаться каждый год. Причем, согласно базовому сценарию, численность населения должна снизиться на 40 тыс. человек — с 1 млн. 254 тыс. в настоящее время до 1 млн. 214 тыс. жителей к 2024 году.  Причем по консервативному варианту ситуация выглядит еще хуже — в этом случае к 2024 году в нашем регионе должно остаться всего 1 млн. 202 тыс. человек. Перспектива вымирания налицо. Одна из причин — в снижении показателя рождаемости. Если в 2013 году в Тверской области родилось 15029 детей, то по оценке 2019 года — всего 11510. По базовому варианту эту тенденцию удастся переломить с помощью мер, запланированных национальным проектом «Демография» и повысить количество родившихся к 2024 году до 11650 детей. По консервативному варианту, все намного хуже, рождаемость продолжит падать и к 2024 составит 10400 детей в год.

Смертность, кстати будет снижаться, — то ли по причине улучшения ситуации в здравоохранении, то ли в связи с банальным сокращением населения. В по оценке текущего года смертность составит 21 368 человек, то есть сейчас в Тверской области умирает в два раза больше людей, чем рождается. По базовому (оптимистическому) сценарию к 2024 году смертность должна составить 18324 человека в год. По консервативному, то есть с учетом существующих тенденций — 20100. Не выручает даже миграция — сейчас она резко отрицательная, за счет массового выезда молодежи за пределы регионы, в первую очередь — в Москву и Санкт-Петербург. В 2019 году общее сальдо оценивается в — 3300 человек (из них — 4600 миграция по России и + 1300 международная миграция). К 2024 году ситуация должна измениться — по базовому сценарию до +1700 человек в год, по консервативному — до — 2500. Получится ли у региональных чиновников создать новые рабочие места для молодежи или какими-либо иными экономическими методами сдержать утечку самых активных жителей области — покажет время. Но понятный пессимизм в этом отношении, конечно, имеется.

Вместе с демографическими показателями снижается и численность рабочей силы. В 2014 году в регионе насчитывалось 712,5 тыс. трудоспособного населения, в настоящее время — 684,1, ну а к 2024 году только 680,2 тыс. Зато стахановскими темпами должна расти заработная плата. Если по оценке 2019 году сейчас в регионе средняя заработная плата составляет 32875 рублей, то к 2024 году она должна вырасти до 45210 рублей. За счет чего, правда, не совсем понятно. По причине повышения зарплат бюджетникам? Правда, если скорректировать эти суммы по реальным располагаемым денежным доходам населения за вычетом обязательных платежей и взносов и с учетом роста потребительских цен, то рост получится куда более скромным — около 102,4% от нынешней средней зарплаты. 

Оптимистично авторы прогноза смотрят и на развитие экономики Тверской области. В частности, к 2024 году рост индекса ВРП (внутреннего регионального продукта) должен составить 103,3% — правда, в первую очередь за счет значительного объема ремонтных работ по завершению модернизации энергоблока № 1 Калининской АЭС. Наблюдается также положительный прирост промышленного производства — в первую очередь, в связи с крупными международными заказами на Тверском вагоностроительном заводе. Вообще Тверская область крайне неоднородна по уровню промышленного производства. Если Тверь, Калининский и Конаковский районы являются драйверами региональной промышленности — здесь по итогам 2018 года было отгружено готовых товаров на сумму более 10 млрд. в каждом (более точных данных в прогнозе нет), то существуют и депрессивные по этому критерию муниципальные образования — Жарковский, Фировский, Лесной, Сандовский, Молоковский, Рамешковский, Сонковский и Кесовогорский районы — здесь объем отгрузки промышленного производства не достигает и 100 млн. рублей в год. 

Растет и сельское хозяйство, правда тоже крайне неоднородно. Если посмотреть на график роста объема продукции сельского хозяйства с 2013 года, то можно легко заметить, что резкий рост уровня сельхозпроизводства связан с инвестпроектами конкретных крупных производителей. Например, в 2015 году ввод свинокомплекса (СВК) на 52 тыс. голов в Ржевском районе (АО «Агрофирма Дмитрова Гора»), ввод первой очереди СВК на 270 тыс. голов ООО «Коралл» в Бежецком районе. Существенный рост ожидается в 2020-2021 года по причине ожидания новых инвестиционных проектов от этих предприятий.

Не совсем понятны прогнозы в строительстве. Например, по оценке 2019 г. здесь ожидается самые низкий показатель за последние четыре года. Причем показатель измеряется не по объему введенного в эксплуатацию жилья, что было бы логично — а по объему работ в миллиардах рублей. В конечном итоге здесь тоже планируется значительный рост (с 22,2 млрд. рублей в 2019 году до 35 млрд. в 2024 году), что представляется несколько завышенными ожиданиями, учитывая сложности, испытываемые застройщиками при переходе к проектному финансированию. И это еще мягко сказано. По нашим оценкам, если не будет резкого обрушения строительного рынка — то это уже хорошо. А что касается этих прогнозов, то пусть они останутся на совести региональных чиновников.

Продолжается падение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2014 году по области таких субъектов насчитывалось 23733 единиц, в 2019 году — 19962, а по прогнозу 2024 года останется всего 20874. Зато существенно вырастет занятость на этих предприятиях (с 110,3 тыс. человек в настоящее время до 115,2 тыс. в 2024 году) и оборот (с 412,9 млрд. рублей до 562,7 млрд.). За счет чего, тоже не ясно. Надеемся, что у этих оценок есть объективная основа.

В целом, конечно, очевидно, что в перспективе у региона есть серьезные проблемы — в частности, с серьезным оттоком населения, что сказывается и на экономике региона. Это наслаивается и на структурные проблемы, поскольку основные производственные мощности области сосредоточены в небольших кластерах, окруженных экономически депрессивными территориями. Например, ООО «Коралл» в Бежецком районе постоянно наращивает мощности сельхозпроизводства, но сталкивается с острой нехваткой рабочей силы из-за обезлюдивание близлежащих районов, в связи с чем вынужден привлекать труд мигрантов и даже осужденных, о чем мы недавно писали. Проблема здесь комплексная — очевидно, что молодежь и самые востребованные кадры уезжают туда, где жить лучше и в целом более комфортно. И как решить эту проблему, пока непонятно.


Похожие записи

Оставить комментарий