Беспамятство хуже смерти. В Твери власть намерена избавиться от памятника Борцам за мировой Октябрь?

 «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет  будущего».     Михаил Ломоносов                                                                                                                                          
Из заголовка следует, что в областной столице на грани исчезновения находится ещё один исторический памятник. «Опять вы о каких-то памятниках, других тем, что ли, нет?!», — возможно, возмутится часть наших читателей — грамотных, как сейчас принято говорить, потребителей и пользователей, для которых наличие гаджета последней модели и гипермаркета в шаговой доступности превыше всего. Да и что здесь сенсационного?  За последние годы в нашем регионе с лица земли исчезло немало различных памятников – от археологических до архитектурных. Где то за историческим наследием не досмотрели, а где-то – целенаправленно уничтожили…

И всё же памятник на Соборной площади (бывшей площади Революции) в Твери  имеет для города особое значение. Это не просто памятник – это могила первых тверских большевиков. Последователей дела творца Октябрьской революции и основателя советского государства Владимира Ильича Ленина, чьё 150-летие часть российского общества сегодня скромно отмечает.

Предвидим возражения тех, кто не приемлет саму фигуру Ленина и всё, что с ней связано. Ведь за последние лет тридцать каких только грехов не навешали новые историки и политики вождю партии большевиков и его соратникам! «Вешают» и «вешают» до сих пор.

Главный аргумент ненавистников Ленина в том что, дескать, именно он, свергнув законную власть, развязал братоубийственную, беспрецедентную по кровавости Гражданскую войну. Куча якобы учёных и прочих критиков на сей счёт не уменьшается. Например, «незаконно созданным…» назвал недавно Советский Союз судья Конституционного суда нынешней РФ Константин Арановский. Имея в виду то государство, в котором сам родился и вырос, получил блестящее образование, если судить по занимаемой должности. Беззаконие г-н Арановский видит «в репрессиях и других непростительных злодеяниях, начиная со свержения законной власти Учредительного собрания». Вина эта, по его мнению, «безмерна и в буквальном смысле невыносима. С такой виной государственность не вправе и не в состоянии правомерно существовать, оскорбляя собой справедливость, свободу и человечность». Простите, но если  такие мысли о советском прошлом  открыто и безнаказанно выражает одно из высших должностных лиц России, то чего же мы хотим от чехов, демонтировавших на днях памятник советскому маршалу Ивану Коневу?

(В качестве отступления. Автор этих строк, конечно же, не может сравнится по своему интеллектуальному уровню с господином Арановским, но всё же способен по достоинству оценить всю «бесчеловечность» советской государственности. При «невыносимом», с точки зрения Арановского, советском строе мои бабушка и дед — ровесники Октября, выходцы из полунищих и неграмотных крестьянских семей получили медицинское образование, смогли на свои трудовые сбережения вступить в жилищно-строительный кооператив и выкупить трёхкомнатную благоустроенную квартиру. А если бы не советская власть? Какие бы у них были шансы? О каком вообще образовании могла идти речь? Вообще, писал бы их внук  сейчас эти строки?).

Всё это, разумеется, не случайно. Это итоги другой, объявленной нашей стране ещё во времена горбачёвской перестройки войны. А войны, как известно, бывают разные. В том числе информационно-психологические, когда государство гибнет не от бомб и ракет неприятеля, а от зловредных информационных технологий, направленных на деградацию и разложение государствообразующего народа.

Вот и русским на протяжении уже трёх десятилетий твердят, что Ленин – злейший враг Отечества.  Что не случись организованной им революции, жили бы мы сейчас, как в странах Западной Европы. Что же касается соратников- большевиков…  До сих пор гражданам России, в том числе и через систему образования, внушается, что кого из них не возьми – палач был на палаче, изверг – на изверге! От того все 70 лет советской истории – это беспрерывное насилие над людьми в целях построения какой-то несбыточной химеры. Мол, не было бы этих 70 лет, не плелась бы сейчас Россия в хвосте цивилизации…

Но так ли это?

Действительно, в советское время государственная пропаганда возможно чересчур идеализировала большевиков. Теперь же большинство героев той поры либо охаяны,  либо преданы забвению.

Но в истории не должно быть однобоких суждений — только факты.

А факты как раз свидетельствуют о том, что первых большевиков в простом народе уважали. И их могила в Твери и памятник над ней – это не только навязанная сверху идеология, но и подлинно народная любовь к тем, кто обрёл покой в этой могиле. Поразмыслите на досуге: разве не благодаря фундаменту, который заложили коммунисты-первопроходцы,  мы впоследствии сделали и добились очень многого? Построили Днепрогэс и БАМ. Освоили целину. Полетели в Космос.

Патриотически настроенным историкам и публицистам совершенно очевидно, что превозносимое нынешними либералами «законное» Временное правительство, возникшее на обломках Российской империи, было представлено людьми с антирусскими взглядами —  членами всемирных тайных обществ и масонских лож. К чему могли в дальнейшем привести все эти «керенские» и «родзянки» — страшно представить. Даже негативно относившийся к Ленину и большевикам философ Николай Бердяев   спустя 20 лет после 1917 года в своём труде «Истоки и смысл русского коммунизма» признал,  что «в этот момент большевизм, давно подготовленный В. И. Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое».

«Только диктатура могла остановить процесс окончательного разложения и торжества хаоса и анархии», — писал Н. Бердяев.

Также совершенно очевидно, что Россия, будучи аграрной страной, не могла бы устоять в реваншистском противостоянии Запада. И наверняка проиграла бы войну с фашистской Германией, если бы не предпринятая первыми поколениями коммунистов коллективизация и индустриализация. Таким образом, не будь тех большевиков, возможно не было бы и Вас, читатель… Так что мы должны делать в таком случае: хранить память о первых большевиках или предавать их поруганию и забвению?

Итак, по официальным данным, указанным в техническом паспорте памятника, в могиле у Путевого дворца похоронены 11 коммунистов Тверской партийной организации  – П. Т. Куликов, Е. Г. Морозов, К. П. Новиков, Д. М. Склизков, П. П. Капитонов, Ф. Е. Шибаев, А. П. Хрусталёв, Ф. Е. Вахонин, Н. С. Лоцманенко, И. С. Гвоздев, А. В. Петрова (по некоторым сведениям, людей здесь похоронено больше). В ноябре 1924 года на могиле был сооружён невысокий обелиск в виде колонны из серого гранита, увенчанной урной (позднее обелиск был обрамлён мраморным поребриком и серебристыми  елями, в 1926 году на могиле была установлена бронзовая плита с фамилиями похороненных).  Сам памятник предположительно выполнен по проекту известного советского скульптора Сергея Меркурова. Хотя сегодня бытует и ещё одна версия – что памятник сей якобы был похищен с могилы тверского головы Алексея Фёдоровича Головинского, чей прах покоится на кладбище Желтикова монастыря.

Какая из этих версий правдивая  – оставим для споров историкам и краеведам. Нас же в данный момент больше интересуют имена и заслуги тех, кто лежит под бронзовой плитой. Нескольким из них в своё время посвящались очерки в советских газетах, сохранившихся до наших дней, их именами были названы улицы областного центра. Но о большинстве похороненных коммунистов  сохранившиеся биографические сведения весьма телеграфичны. Тем не менее, надо полагать, все они внесли значительный вклад в развитие Тверской земли и молодой советской республики в суровые послереволюционные годы. Жизнь большинства из них была, как вспышка молнии: короткая и ослепительно яркая. Впрочем, как гласит русская пословица: «Не годами, а делами славен человек».

Кратко вспомним о нескольких  видных тверских большевиках, похороненных в общей могиле.

 Д. М. Склизков (1887-1919 гг.). Как отлично зарекомендовавший себя в годы подпольной революционной борьбы большевик после победы Октябрьской революции он был избран председателем Тверского уездного комитета партии. Дмитрий Склизков проводит титаническую работу по созданию тогдашних органов местной власти – волостных Советов, разъясняет крестьянам политику большевиков. В ноябре 1918 года Дмитрий Михайловича  Склизкова избрали  председателем Тверского уисполкома. В 1919 году был отправлен комиссаром на Западный фронт. Погиб в бою 10 сентября 1919 года. Тело Склизкова было доставлено в Тверь и захоронено на площади Революции. Впоследствии его именем была названа одна из улиц города.

П. П. Капитонов (1899-1919 гг.).  В свои 19 лет Павел Капитонов стал редактором губернской большевистской газеты в Твери. В составе тверского партизанского отряда выезжал на защиту Петрограда от немцев. До назначения редактором газеты работал секретарём профсоюза текстильщиков. Летом 1919 года был командирован в Курскую губернию, участвовал в боях с деникинцами. По возвращению в Тверь был избран председателем уездно-городского комитета РКП (б). Но организм Павла, надорванный тяжёлыми нагрузками, не устоял против испанки, 2 декабря 1919 года большевика не стало.

Н. С. Лоцманенко. Его имя также носит одна из городских улиц (т. н. посёлок Лоцманенко). С 1917 года Николай Лоцманенко был видным партийным работником на железнодорожном транспорте, комиссаром ряда служб. Умер 15 октября 1924 года.

Среди похороненных большевиков известна одна женщина – А. В. Петрова, председатель Тверского губернского профсоюза швейников, руководитель женского движения в Твери и губернии.

Попытку уничтожить памятник и захоронение в годы Великой Отечественны предприняли фашисты, захватившие Калинин. Оккупанты снесли памятник, и устроили здесь собственное кладбище. После освобождения города могилу площадь революции очистили от трупов немцев. Понятно, что в советские времена за памятником борцам за мировой Октябрь был особый уход – здесь горел Вечный Огонь, по праздникам возлагали цветы делегации, у памятника торжественно принимали в пионеры тверскую детвору…

Но в девяностые годы оценки, как известно, кардинально изменились — бывшие герои стали палачами и наоборот. Сегодня разрушающийся памятник борцам за мировой Октябрь стыдливо задрапировали полотнищем и его дальнейшая судьба неизвестна, не исключено, что его либо снесут либо куда-нибудь перенесут вместе с покоящимися в могиле останками тверских большевиков. При полном молчании тверской общественности. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что среди тверичей автору этих строк удалось встретиться с двумя неравнодушными людьми – ветеранами МВД Николаем Ивановичем Митрохиным и Виктором Васильевичем Завалиным, которых всерьёз беспокоит судьба мемориала. Подполковник милиции в отставке Н. И. Митрохин собрал архивную информацию о могиле тверских большевиков и сегодня добивается от власти ответа: что с ней теперь будет? По глубокому убеждению ветерана, память о первых тверских большевиках мы должны сохранить.

А что власть? Она пока безмолвствует. Как известно, сейчас на Соборной площади у Путевого Дворца по инициативе губернатора Игоря Рудени построен новый православный храм. Возможно, по мнению нашего воцерковлённого губернатора коммунистический мемориал вблизи от храма будет смотреться диссонансом? В таком случае, решение чиновников будет предсказуемым – это перенос памятника. Только надо понимать, что тогда нынешние правители совершат такой же неблаговидный поступок, который, возможно, совершили в 20-е годы коммунисты, украв скульптуру с могилы А. Ф. Головинского и установив её в качестве монумента над могилой своих товарищей… Или, того хуже, уподобятся немецко-фашистским захватчикам,  демонтировавшим памятник большевикам во время оккупации Калинина…

Ребята,  может надо успокоиться? Оставить памятник у Путевого дворца на своём месте и просто привести его в порядок?   Ведь все цари, вожди, президенты, губернаторы  и мэры —  смертны, а Русская земля, Родина, Отчизна останется навсегда. Беспамятство для народа хуже смерти. Чтобы чувствовать родство с предыдущими поколениями и передавать историческую память дальше, нужно научиться уважать свою историю, какой бы она ни была. Ведь умеют же это делать французы. В Париже, например, имеется  скульптурная композиция под названием «Республиканский алтарь», прославляющая Национальный Конвент – высший законодательный и исполнительный орган во время Великой Французской Революции, а день освобождения Бастилии во Франции — национальный праздник. И наряду с этим здесь стоят памятники ярому антагонисту революции и, прямо скажем, неоднозначной личности в мировой истории — императору Наполеону Бонапарту…

А что у нас, в России? Придёт новая власть – и нам что, снова разрушать и переносить памятники, раскапывать могилы, ворошить истлевшие кости? Такое уже было в нашей истории и не раз…

Пора остановиться!

Дмитрий Фисенко, член Союза журналистов России

При подготовке к публикации использованы следующие источники и литература:

  1. Очерки по истории Калининской партийной организации, М. 1971 г.
  2. Степанов Д. «Приходят люди к памятнику», «Калининская правда», 18 июля 1967 г.
  3. Бородейко А. «Пламенные сердца», «Калининская правда», 2 ноября 1971 г.
  4. Гусаров И. «Забытая святыня», «Местное время», 9 января 2020 г.

Автор благодарит за помощь кандидата исторических наук В. П. Суворова, подполковника МВД в отставке Н. И. Митрохина, председателя ветеранской организации МВД г. Твери В. В. Завалина

 


Похожие записи

4 Комментария для “Беспамятство хуже смерти. В Твери власть намерена избавиться от памятника Борцам за мировой Октябрь?

  1. Надо внести поправку в Конституцию — Запрет на снос памятников, мемориалов.Все это история нашей страны. Какая бы она не была — ПЛОХАЯ или ХОРОШАЯ. Иначе у нас не будет ни истории, ни страны.

    1. Аноним

      согласен

  2. Надежда В.

    Может быть, лучше внести поправку о невозможности повышения пенсионная возраста? Или о возможности его изменения только после проведения всенародного референдума? Видимо, всех устраивает повышение пенсионного возраста. Затыкают рот массам проведением голосования о внесении поправок в Конституцию, а такой важный вопрос не рассматривают. И будет ли иметь юридическую силу голосование? Надо проводить референдум,а не голосование.

  3. Валентина

    Мой муж каждый год подводил наших детей к памятнику павшим борцам за революцию, ведь там похоронен его дед Ф. Вахонин. Уже своей внучке мы попытались показать, где похоронен ее прапрадед, но все уже спрятано под навесом. Скоро память о нем останется только в наших рассказах. А ведь живы еще предки этих людей. Куда придти теперь поклониться праху героев той эпохи.

Оставить комментарий