Бывший помощник президента России, в прошлом возглавлявший идеологический блок Кремля, куратор внутренней политики, а ныне «вольный художник» Владислав Сурков нарисовал очередную благостную картину российской действительности. Да, именно благостную, хоть и пишет он о возможности дестабилизации политической обстановки в нашей стране: «Двадцать лет стабильности, которых не хватило Столыпину, теперь у нас есть. И еще будут. Вертикаль, порядок и скрепы гарантированы».
Прислушаться к словам Суркова стоит. Хотя бы потому, что он является выразителем умонастроений определенной части российского истеблишмента, отвечающей за принятие политических решений.
Большинство экспертов усмотрели в статье исключительно внешнеполитический посыл, дескать, «социальная энтропия очень токсична, ее нужно выносить куда-нибудь подальше», на внешние контуры. «Разрядка внутренней напряженности через внешнюю экспансию» — с пометкой «все так делают» — в этом главный смысл статьи, по мнению политологов.
Однако адресатов послания Суркова ошибочно было бы искать только за пределами тех самых внешних контуров. Обращено оно в первую очередь к «глубинному народу». Да-да, не удивляйтесь и не смейтесь — к тому самому народу, с мнением которого, начиная с середины 90-х, как-то не комильфо было считаться.
Общественный договор работал безотказно, начиная с тучных «нулевых» — мы вам даем от щедрот природной ренты, вы не лезете в политику. И вы же были довольны. За эти 20 золотых лет мы дали вам все — величие, скрепы, имперскость, «спасибо деду за Победу», Крымнаш, желтую «Ладу-Калину», соево-пальмовое и синтетическо-пластиковое изобилие прилавков и витрин, стопятьсот каналов ток-шоу, — что вам еще надо? Мы с вами пойдем еще дальше, вернем статус сверхдержавы — с нами будут считаться и договариваться. Ведь ради этого стоит потерпеть?!
Нет, не римской имперской мощью, оглушающей поступью своих легионов весь мир, веет от текста Суркова, а страхом. Первобытно-животным страхом обитателей «верхнего мира» перед «глубинным народом», этим Левиафаном, обитающим где-то в толще темных вод российской действительности — непонятным, непостижимым для ratio сурковых. Иррациональным страхом перед «параллельным народом», казалось бы, покорно тянущимся на избирательные участки голосовать за «Единую Россию» с идеологически правильным плакатом в руках, а вечером на кухне напивающимся за то, чтобы все это сгорело синим пламенем, как писал сатирик М. Задорнов.
Пенсионная реформа, бешеный рост цен и тарифов, падение уровня жизни, нищенские зарплаты и пенсии, уничтожение здравоохранения, образования, культуры и науки, принуждение к вакцинации и «куаркодизация»… гнев народный начинает понемногу закипать, со дна всплывают первые бульки. «Система герметична, «социальный реактор» хорошо работает» — уверяют нас государственные деятели, лихорадочно-поспешно заваривая крышку закипающего котла, одновременно добавляя под ним огонь.
«Где теперь хаос, которого вроде нигде не видно? Куда он делся? В каких местах он теперь растет?» — тревожно вопрошает отставной идеолог и стоящий за ним истеблишмент, парализованный страхом перед грядущим транзитом власти, вернее, перед возможными сбоями Системы, грозящими обрушить так долго выстраиваемую Вертикаль.
Да, растет. Назревает медленно, как нарыв. И прорвется.
Беспорядком, хаосом?
Революцией?
Да, именно это слово, заменяемое различными эвфемизмами, незримо витает по страницам сурковского опуса. Этот извечный страх. «Политическая система России стабильно развивается, чтобы не допустить еще одну какую-нибудь революцию. Мы лимит свой на революции исчерпали» — сказал президент. «Система как никогда, слава богу, прочна, и хаос для нее не проблема» — вторит ему Сурков.
Народ безмолвствует.
Алла Большакова, Кесовогорский район