О начале документирования тверской истории свидетельствует существование княжеского архива. Архив зародился как личная канцелярия тверского князя, основу которой составляли договорные, жалованные и дарственные грамоты. Однако уже больше пяти столетий назад (в сентябре 1485 года) Тверской княжеский архив был вывезен в Москву великим князем Иваном III. Этому знаковому для местной документальной истории событию предшествовал ряд политических обстоятельств.
В конце 1484 года в Москве узнали, что тверской князь Михаил Борисович заключил с Казимиром договор. Обязательства о взаимной помощи при наказании врага были явным нарушением всех договоров, заключенных ранее с московским князем, и поэтому последний объявил Михаилу войну. Ослабленная Тверь не могла одна воевать с Москвой, литовская помощь не являлась, и Михаил был принужден отправить в Москву епископа с боярами бить челом о мире. На следующий, 1485 год из Твери в Москву на службу великому московскому князю стали выезжать тверские бояре, а Михаил опять начал переговоры с Литвой. Его гонец был схвачен, грамота доставлена в Москву, и 10 августа князь московский с сыном и братьями выступил на Тверь. 8 сентября московское войско обступило Тверь, 10-го стали гореть посады, 11-го приехали из Твери к великому князю в стан князья и бояре и «били челом в службу», а сам Михаил Борисович ночью с 11 на 12 сентября убежал в Литву. Предполагается, что бежавший тверской князь не успел увезти не только драгоценности, всю казну, но в том числе и значительную часть тверских грамот.
Таким образом, в пылу политической борьбы архив Тверского княжества был конфискован великим князем московским, вывезен из Твери и присоединен к великокняжескому архиву. На одном из древних списков жития Михаила Ярославича имеется помета — 17 сентября 1485 года, которая, скорее всего, указывает на время конфискации тверского архива. Факт вывоза также подтверждает опись Царского архива XVI века, из которой видно, что в ящике № 171 хранились «докончальные тверские с Новым-городом и грамоты ординские, жалованные тверским великим князьям». В августе 1566 года Иван IV Грозный потребовал этот ящик к себе. Особенно интересно то обстоятельство, что новгородско-тверские докончальные грамоты находились в московском государственном архиве вместе с ярлыками золотоордынских ханов тверским великим князьям.
В начале XVII века Тверской архив, как свидетельствуют описи посольского приказа, находился в его составе. После Смутного времени царь узнавал, что из ценных бумаг осталось после пребывания поляков в Кремле, где среди других приказов находилось издание Посольского приказа. В описи 1614 года сказано: «В большом окованном коробье. Первый ящик деревянный, а в нем дел…: «Грамота Казимера, короля польского и великого князя литовского с великим князем Борисом Олександровичем тверским, за вислою печатью, писана в 6957 (1349) г.». В другом ящике хранились 2 грамоты великого князя Ивана Васильевича с удельным князем Михаилом Борисовичем.
Своеобразной вехой для московских приказов был пожар в Москве 3 мая 1626 года. Акты, датированные временем до 1626 года, — сравнительная редкость. В связи с тем, что сгорело большое количество документов, последовал царский указ о переписи документов архивов приказов, в том числе и Посольского. Известно, что сгорели документы времени царей Федора Ивановича и Бориса, «цесарские» и датские грамоты, «столпы» о сношениях России с иностранными государствами, статейные списки и другие документы.
Тверской архив хранился в Посольском приказе и сменившей его Коллегии иностранных дел, а затем и Министерстве иностранных дел весь XVIII век. В 1853 году Тверской архив вместе с другими ценнейшими старинными документами был передан в «Государственное древлехранилище хартий, рукописей и печатей», которое возникло в качестве особого отделения Оружейной палаты, но находилось в ведении управляющего МГАМИД.
В настоящее время это ценнейшее собрание хранится в Российском государственном архиве древних актов.
Текст приведен по изданиям:
-Долгова С.Р., Сорина Л.М. Судьба Тверского княжеского архива. Тверь, 1999.
-Кучкин В.А. Гибель Михаила Ярославича Тверского и его канонизация // Мир истории. № 3. 2000