Об «Авроре» и свалках, памяти и беспамятстве
308-й километр железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва (главный ход Октябрьской ЖД), памятник жертвам железнодорожной катастрофы в двух километрах от станции Березайка.
Строчки из районной газеты «Новая жизнь»: «16 августа 1988 года на перегоне станции Поплавенец — ст. Березайка Бологовского отделения Октябрьской железной дороги (не доезжая 13 км до г. Бологое) произошло крушение скорого поезда «Аврора», следовавшего из г. Ленинграда в г. Москву, состоявшего из 15 вагонов. В результате крушения все вагоны сошли с рельсов, 10 из них сгорели.
По предварительным данным, в поезде находилось около 800 человек. Имеются жертвы. 107 человек травмированы и госпитализированы, 61 пассажиру оказана медицинская помощь на месте». В СССР была уже гласность, поэтому информация о происшествии сразу же попала в прессу и на телевидение. Причиной аварии, как покажет расследование, послужило смещение железнодорожной колеи, вызванное, скорее всего, просадкой полотна из-за жаркой погоды (местность на этом участке болотистая). Восстановительные работы проводились с технологическими нарушениями. Путь в нормативное состояние приведён не был, движение допускалось со значительным ограничением скорости, однако за два часа до прохождения «Авроры» старший дорожный мастер снял ограничение. И поезд летел к опасному участку со скоростью 150 километров в час…
Это официальное объяснение. Есть и другие версии, которые не были подтверждёны.
Дальше произошёл саморасцеп состава. В вагоне-ресторане из-за опрокидывания плиты возник пожар, который быстро перекинулся на остальные вагоны.
О силе, с которой бушевал огонь, говорит тот факт, что в пожарном поезде быстро закончилась вода. А пожарные автомобили не могли оперативно подъехать к месту аварии из-за отсутствия дорог.
По разным данным, в результате крушения погибло от 20 до 30 человек…
***
Если кому-то нужен битый шифер – чтобы, например, засыпать яму на дороге, – или старая мебель – если вы занимаетесь её реставрацией, – могу подсказать, где всё это можно взять совершенно бесплатно. Потребуется лишь машина – общественный транспорт там не ходит – да пары две-три сильных рук для погрузки. Надо доехать до посёлка Березайка Бологовского района (извиняюсь, муниципального округа), далее уйти на дорогу, соединяющую Березайку и посёлком Гузятино, затем повернуть налево в сторону памятника погибшим при крушении скорого поезда «Аврора» 16 августа 1988 года. Если не знаете, где это, или не уверены, что найдёте нужное направление, поинтересуйтесь у местных жителей, они подскажут. Метров через 500-700 после поворота будет развилка – влево пойдёт хорошо накатанная колея в сторону железной дороги. Там и увидите использованный кровельный материал, доски, двери, бывшие в употреблении диваны и тумбочки. Даже кладбищенские венки кто-то догадался туда привезти и бросить. Огромная куча строительного мусора начинается у самой развилки и уходит вглубь леса на несколько десятков метров.
Мимо этого места люди едут помянуть родных, друзей, знакомых, чьи жизни оборвались в той жуткой мясорубке в августе 1988-го. А возле дороги – горы мусора. Разве это нормально? Кем нужно быть, чтобы додуматься устроить здесь свалку? В голове не укладывается.
И что-то мне подсказывает, что данная свалка – не единственная на пути к памятному знаку. Если свернуть с дороги в лес, то можно увидеть там не одну тонну пиломатериала, шифера или рубероида.
Сегодняшнее законодательство позволяет достаточно сурово наказывать за осквернение мест, связанных с Великой Отечественной войной: можно влететь на хороший штраф или вовсе отправиться за решётку. Но вот память о жертвах железнодорожных катастроф наше государство не охраняет так же строго. Жаль.
Михаил Летуев, 21.10.2024
Источник текста и фото: личная страница Михаила Летуева в социальной сети ВКонтакте