В Тверской области нашли феодальный строй. И не в маленькой деревушке, а в большом поселке Васильевский Мох — менее чем в 10 км от Твери.
Поводом разузнать о происходящем в Васильевском Мхе стало сообщение, что против главы администрации поселка Ольги Василенко закончено расследование по статье 286 Уголовного кодекса («Превышение служебных полномочий, повлекшее существенные нарушения прав и законных интересов граждан»). Но эта скучная формулировка оказалась лишь крошечной верхушкой айсберга, имя которому — власть одной отдельно взятой семьи над поселком в две с лишним тысячи человек.
В Калининском межрайонном следственном отделе регионального следственного управления СК РФ закончили работу с делом против Ольги Василенко и передали материалы прокурору, чтобы тот утвердил обвинительное заключение. Если надзорное ведомство труды следователей подтвердит, дело отправится дальше — в суд.
В чем же суть претензий правоохранительных органов к Василенко? Начать придется с 2013 года. Тогда правительство Тверской области своим постановлением запустило региональную программу в помощь нуждающимся в переселении из ветхого и аварийного жилья. Программа рассчитана на срок до 2017 года и заодно помогает развитию малоэтажного строительства в области. Кто оплачивает переезд людей из бараков и похожих на них по состоянию жилищ в новые квартиры? У программы три источника финансирования. Это Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджет Тверской области и бюджеты тех муниципальных образований, которые участвуют в программе. Доля поселений в общем котле программы — 5 процентов.
Участником этой программы стал и Васильевский Мох. А дальше жители поселка узнали, что бесплатно квартиры получить не смогут. Местные власти объяснили проблему просто: денег, мол, нет на то, чтобы внести свою долю в общий котел программы по переселению. А значит, дорогие земляки, если хотите новое жилье, то вносите те самые 5 процентов стоимости квартир сами.
О каких суммах идет речь?
Если посмотреть объявления в интернете, то там разброс стоимости квартир весьма приличный: от 600 тысяч до где-то 2,5 миллионов рублей. Это, понятное дело, вторичка, но некоторое представление о стоимости жилья все же дает. Еще есть такая информация: в самом начале 2013 года в Васильевском Мху был сдан четырехквартирный дом для переселенцев в рамках такой же программы, только по 2012 году. Так вот, на этот дом ушло более четырех миллионов рублей. Грубо говоря, каждая квартира обошлась в миллион с хвостиком.
Будет логично предположить, что в рамках программы, рассчитанной на срок до 2017 года, закладывалась сходная стоимость жилья для переселенцев — с поправкой на рост цен. Стало быть, взяв стоимость одной квартиры равной 1 миллиону 300 тысячам, мы вряд ли сильно погрешим против истины.
В этом случае 5 процентов составят 65 тысяч рублей. А если взять нижнюю границу — миллион, то получим 50 тысяч.
Вот примерно о таких суммах и идет речь. Следователи говорят, что Ольга Василенко занималась сбором этих денег с 1 января 2014-го по 12 февраля 2015 года.
В сообщении, опубликованном на сайте тверского следственного управления СКР, также сказано: «В указанный период времени обвиняемая, находясь в здании администрации, осуществила незаконные действия по организации сбора денежных средств с граждан. В результате преступных действий Василенко гражданам причинен имущественный ущерб, который для них является существенным и значительным».
Для жителей поселка эти суммы и в самом деле очень существенные. В Васильевском Мху с работой откровенно плохо. О чем говорить, если люди готовы работать в Твери за сущие копейки (и именно так и поступает едва ли не половина поселка).
Этот случай, когда на и так едва сводящих концы с концами людях стали наживаться чиновники, сам по себе дает характеристику местной администрации. Но дело в том, что махинации с жильем для переселенцев не стоят особняком, а являются следствием общей картины, которая сложилась в последние годы в Васильевском Мху. Картины, которая очень напоминает феодальный строй, изучаемый в школах на уроках истории.
А началось все еще два года назад, когда прошли выборы депутатов поселка. По их итогам среди народных избранников оказалась семья Каданцевых. Это предприниматель Владимир Каданцев (у него лесопилка), его жена Нина (тоже предприниматель, ей принадлежат два поселковых магазина) и их сын Владимир (по официальным документам числится водителем в ИП своей матери). Всего в совете депутатов — 10 человек, но на сайте заксобрания Тверской области указано, что два мандата остаются свободными. То есть законодательную власть Васильевского Мха представляют 8 человек, и в этом случае три мандата у одной семьи сами по себе уже являются серьезной силой.
Но этим дело не ограничилось. Вскоре главой администрации поселка стала Ольга Василенко. Некогда она работала паспортисткой, но когда ее учреждение закрыли, нового места себе не нашла. И вот случился впечатляющий карьерный взлет, которому помогла семья Каданцевых. Почему? В Васильевском Мхе считают, что знают причину: дочь Василенко и сын Каданцевых в то время жили в гражданском браке.
Что получилось в итоге? Одна большая семья взяла контроль над поселком в свои руки. Три мандата в совете депутатов плюс кресло главы администрации — крепкий союз.
И началось.
Точно такие же квартиры в новостройках, за которые простым жителям сказали выложить десятки тысяч рублей (люди пошли в банки за кредитами, так как больше денег взять было неоткуда), Василенко раздала многим из своих родственников, вписав их в списки переселенцев.
Там же, на первых этажах этих домов, по странному стечению обстоятельств разместились магазины семьи Каданцевых.
Вроде бы все оказались при деле — за исключением сына, Каданцева-младшего, выпускника кулинарного училища. И тогда в Васильевском Мхе появилась компания ЖКХ под вывеской «Гарант». Поселковые власти в лице Василенко не замедлили заключить с ней контракт после проведенного конкурса (в котором «Гарант» с легкостью победил). С того момента (а дело было в апреле 2014 года) «Гарант» стал ресурсоснабжающей организацией Васильевского Мха: власти передали ему в аренду котельную, канализационную станцию и водонапорную башню.
Главой «Гаранта» стал Каданцев-младший. И продолжил оставаться на этом посту даже после того, как ФАС по жалобе жителей поселка признала конкурс, где победила компания, недействительным. Местная администрация решение антимонопольщиков проигнорировала.
И «Гарант» принялся копить долги. Схема, по которой деньги пропадали в неизвестном направлении, не была новой: люди за потребленные ресурсы платили, а вот фирма перечислять энергетикам полученные средства в полном объеме не спешила. Итог закономерен: когда сумма задолженности стала многомиллионной (около 9 миллионов, если точнее), «Гарант» решил, что пора банкротиться.
А ему на смену пришла фирма «Гарант плюс». Директор, правда, сменился, но можно ли считать это значимым показателем с учетом всех изложенных обстоятельств?
Если вспомнить уроки истории, то феодалы мнение крестьян, живших на их землях, в расчет не принимали. А если попросту, считали народ за рабочую скотинку, которую надо доить и гонять хворостиной. К чему это мы? Почти год назад, 6 ноября 2014, в Васильевском Мхе состоялся народный сход. В нем участвовали более 200 местных жителей, кроме того, власти Калининского района (в котором находится поселок). По итогам жаркой дискуссии почти все посельчане проголосовали за то, чтобы совет депутатов отстранил от должности Ольгу Василенко, а Каданцеву-старшему выразил недоверие. «Против» было подано всего 4 голоса.
Как можно легко догадаться, власти Васильевского Мха оставили это волеизъявление народа без внимания.
В результате и по сей день клан Каданцевых-Василенко продолжает править поселком так, как считает нужным — несмотря на то, что глава администрации какой уже месяц ходит под подпиской о невыезде в связи с уголовным делом. В поселке, конечно, надеются на освобождение от феодальной власти, но верят ли? Ведь у депутатов Каданцевых наверняка есть и другие хорошие знакомые (а может, и родственники), которые могут занять место Василенко в случае обвинительного приговора в ее адрес.
Текст: Михаил Ветров
По материалам «Портала Региональных Новостей«