Инцидент в школе № 7 Вышнего Волочка, во время которого пьяный подросток ворвался в школу и избил учителя, взбудоражил общественность, но совсем не удивил: низкий уровень безопасности на объектах образования в Тверской области хорошо известен, как впрочем хорошо известно и вызывающее обеспокоенность агрессивное поведение молодых людей подросткового возраста. Но морализаторствовать здесь мы не будем, поговорим о том, как избежать подобных случаев в будущем.
Самое удивительное, что чиновники постоянно разглагольствуют об усилении антитеррористической безопасности, в том числе и на объектах образования, но при этом зачастую школа в глубинке не может защититься даже от местных хулиганов. Школы заставляют оформлять паспорта безопасности, устанавливать системы видеонаблюдения, ставить ограждения, а в конце 2017 года вышло специальное постановление Правительства, ужесточающие антитеррористические меры для школ и детских садов. Новшества коснулись и паспортов безопасности, и установки нового оборудования, а для объектов образования первой категории теперь требуется постоянная охрана силами ЧОПов.
Например, для того чтобы обеспечить выполнения этого постановления на территории города Твери в 2018 году потребовалось бы около 250 млн. рублей. Разумеется, оно не было выполнено — у города нет таких денег. Зачастую, у школ не хватает денег даже на покупку учебников, но зато установлены видеокамеры. Но от видеокамер еще может быть польза, а вот закупка дорогих металлодетектеров — это откровенный выброс денег на ветер. Ведь металлодетектор может отреагировать на любой металлический элемент одежды, даже на косточку в бюстгальтере, из-за чего его использование в школах практически невозможно. Представляете себе, как с раннего утра первая смена школьников выстраивается в очередь перед входом в учебное заведение, вытряхивают карманы, вынимают ремни из брюк…Именно поэтому в тех школах в Твери, где эти приборы имеются, они просто пылятся в подсобках.
При этом в случае каких-либо инцидентов крайними становятся именно директора школ и заведующие детскими садами. Например, директоров заставляют постоянно держать вход на территорию закрытым в целях антитеррористической безопасности, но при этом нарушается пожарная безопасность, и в случае проверки директора оштрафуют.
Ситуация в школах и детских садах в райцентрах еще сложнее — денег нет даже на самое необходимое. Какая тут антитеррористическая безопасность? О чем думают люди в правительстве, принимая подобные решения? Возможно, просто ориентируются на школы в столице, но Москва — это особый мир, который не похож на жизнь в провинции. В московской школе уборщица получает больше, чем директор в Твери, а что уж говорить про Вышний Волочек…
Безусловно защищать наших детей нужно. Принимать действенные, а не бутафорские меры против проникновения хулиганов и преступников на территории объектов образования. Но одновременно с полномочиями федеральный центр должен передавать на места и средства для их осуществления. Муниципалитеты не потянут это в одиночку.
Круглосуточная охрана школ и детских садов — не всегда удобное, но зато надежное средство обезопасить школы и учащихся. В Госдуме обсуждалась возможность охраны школ силами Росгвардии, ведь защита детей — это куда более благородная задача, чем заламывание рук участникам протестных акций. Но оказалось, что для этих целей потребовался бы дополнительный набор в Росгвардию не менее 150 тыс. новых сотрудников.
Вопрос этот сейчас подвис и никак не решается. Поэтому единственной охраной в учебных заведениях Тверской области зачастую продолжает оставаться бабушка-вахтерша. Государство должно обратить внимание на эту проблему, а не спихивать ее на местные власти. Без государственной помощи такие случаи, как в Вышнем Волочке будут неизбежно происходить и дальше. Главное, чтобы никто не пострадал…