Продолжаем публиковать беседу с бывшим директором Верхневолжской ассоциации периодической печати Марией Саган. Первая — Журналистику в районных газетах подменили пиаром власти. Но денег за это все равно не платят. Вторая — Управление «по борьбе с информационной политикой», или Проделки тверского «Пескова». Третья — РИА «Верхневолжье» — красивая конфетка с начинкой в 67 миллионов рублей.
Мария Аркадьевна Саган — одна из ведущих журналистов Верхневолжья. В профессии – 20 лет. Творческий путь начинала в «Удомельской газете», неоднократно побеждала в конкурсах журналистского мастерства. С 2013 по 2016 годы работала редактором подмосковной газеты «Ногинск сегодня». В 2016 году вошла в пул журналистов губернатора Тверской области.
В 2017 году возглавила Верхневолжскую ассоциацию периодической печати. В обязанности этой организации входит заключение трудовых договоров с редакторами, распределяем рекламы между районками, обучение редакторского состава, подготовка кадрового резерва из числа молодых журналистов, организация профессиональных фестивалей и творческих конкурсов. Еще одна серьезная задача — работа с главами муниципалитетов и правовая поддержка редакций. А главное — отстаивание интересов печатных СМИ в областном Правительстве.
В апреле этого года Мария Саган была вынуждена покинуть пост директора ВАПП. О том, что побудило ее принять такое решение, Мария Аркадьевна рассказала нашему корреспонденту. Интервью получилось достаточно большим.
— Мария Аркадьевна, согласно Уставу, главные задачи Союза журналистов России — содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов, содействие утверждению и реализации свободы массовой информации. Отвечает ли Тверское отделение СЖР этим требованиям?
— Боюсь, что давно уже не отвечает. Татьяна Соколова, занимавшая до недавнего времени пост председателя регионального отделения, последние несколько лет никакой практической работой не занималась. Характерный пример – ситуация с «Тверской жизнью». Когда объявили, что главную газету области хотят закрыть, только я и председатель «Медиа-союза» Михаил Быстров выступили в ее защиту. Шли жаркие дебаты в Фейсбуке, я уже решила называть вещи своими именами. В итоге, «ТЖ» мы отстояли. Надолго ли – другой вопрос. Но где все это время был тверской СЖР, где была Татьяна Алексеевна Соколова, чей долг был первой встать на защиту газеты, ее коллектива? Но нет, в итоге в бездействии еще и обвинили — главного редактора и… членов первичной организации – журналистов «ТЖ».
— И что было дальше?
— В прошлом году после известных событий на «Майских звездах», когда я со сцены сказала о том, что Союз журналистов Тверской области не работает вообще и никакого отношения к нашему фестивалю не имеет, я была уверена, что отношения с СЖ России – вопрос закрытый. Но нет, спустя некоторое время на меня вышел управделами СЖР Денис Токарский, пригласил в Москву и попросил объяснить, что вообще у нас происходит. Денис не скрывал, что Москва крайне недовольна работой Соколовой и что время «представителей» Союза в регионах ушло. Нужны активные деятели. Но, к сожалению, людей, желающих возглавить общественную организацию тоже не много. К тому же с правительством Тверской области у СЖР как-то сразу отношения не наладились. Денис Токарский признался, что в приватных беседах Юрий Исаков не раз просил заменить Соколову. Но дальше слов дела не доходило. Невнятная позиция в области по отношению к председателю была понятна: Соколову все знают, с ней многие дружат, даже имеют деловые отношения. Но при этом многие – это далеко не все.
В прошлом году, когда по инициативе Дениса Токарского мы обратились в СЖР с письмом о том, что наш председатель не исполняет уставные задачи общественной организации, среди редакторов и представителей СМИ мы собрали порядка трех десятков подписей. Да, не все подписанты были членами СЖР, но именно Москва тогда возможность высказать свое мнение всем.
В марте этого года меня снова пригласили в Москву и я прямо сказала, что для меня место председателя регионального Союза – не самоцель. Но в чем смогу – помогу. Тогда Денис попросил провести перед конференцией собрание с представителями журналистского сообщества. Дело в том, что в начале апреля такое собрание договорились провести СЖР и управление информационной политики регионального правительства во главе с Юрием Исаковым, да вот он, как обычно, на финишной прямой перестал выходить на связь.
Я сознательно не пригласила на это собрание районные газеты. Понятно было, что в отсутствие «благословения» правительства любая «сходка» будет расцениваться как демарш. Хотя в итоге все прошло очень даже прилично. На встречу пришли представители самых разных СМИ в масштабах области. И мы специально не делили их на красных, желтых, полосатых, правых, левых и пр. Хотя у управления информационной политики Правительства Тверской области(далее — УИП), которое за день до встречи все же «проснулось», было огромное желание скорректировать списки приглашенных, исключив из них «неугодных».
Представители СМИ отметили тогда, что это первая встреча ВСЕХ журналистов без дележки на своих и чужих за многие годы. Мне казалось, что именно по такому пути должен идти Союз журналистов в дальнейшем.
Но за неделю до выборов СЖР и УИП все-таки сумели договориться. И, наконец, согласовали своего кандидата. За несколько дней до отчетно-выборной конференции я позвонила Алексею Вишневецкому узнать, пропустят ли журналистов, которые хотели бы присутствовать на мероприятии. А дело в том, что правительство «решило» проводить отчетно-выборную конференцию общественной организации (!) в зале минфина, на Советской площади. Вот тогда я и узнала, что УИП обзвонил уже всех делегатов и попросил проголосовать за Дмитрия Фадеева. (Фадеев Дмитрий Валентинович – владелец и редактор газеты «Местное время», депутат Тверской городской Думы от партии «Единая Россия – прим. ред.). А секретарем всех просили оставить… оставить Соколову. В общем, от перестановки слагаемых сумма не поменялась. Вместо какой-то программы действий Дмитрий Валентинович рассказал делегатам конференции трогательную историю о своей поездке в Безансон (город-побратим Твери во Франции – прим. ред.). Все дружно аплодировали.
На фото: Фадеев Дмитрий Валентинович – владелец и редактор газеты «Местное время», депутат Тверской городской Думы от партии «Единая Россия», председатель Тверского отделения Союза журналистов России.
Когда все стали расходится, в адрес Юрия Исакова прозвучал главный вопрос дня, который объяснил такое дружное голосование: «Юрий Владимирович, скажите, а когда нам субсидию дадут?».
Уже в холле я обратилась к Дмитрию Фадееву с одним из главных вопросов, который не был озвучен в ходе конференции: как новый председатель собирается погашать долги организации, которые к тому времени достигли уже миллиона рублей (это долги по арендной плате за несколько лет). На что новый председатель ответил, что миллион — это пустяк и он обязательно найдется в бюджете области. Надо всего лишь поднапрячь Законодательное Собрание.
Оказывается, все так просто. Неужели по такому же пути не мог пойти Исаков, имея желание помочь газете в Бологое, когда у той долги перед типографией доросли до 800 тысяч?
— Думаете, из Фадеева не получится хороший председатель Союза журналистов?
— Думаю, что ему эта работа не интересна, что его просто «попросили» ей заняться люди из правительства. Кстати, на днях в Волочке прошли очередные «Майские звёзды». На них новый председатель тверского СЖР послал в массы месседж о том, что газетные киоски в области будут закрываться и дальше. А эта тема очень болезненная для районок, так как многие газеты часть тиража реализуют в розницу и получают живые деньги). То есть, не давайте объединяться, находить совместное решение, а именно — «будут закрыты». Таким образом, человек, чья задача делать жизнь газетчиков лучше, принимает правила игры власти, которой вся печатная отрасль не интересна в принципе. А вот в том же Липецке количество киосков растет. И в Сибири. И везде, где власти озадачились этим вопросом и поняли силу печатного слова. Говорят, Фадеев пожаловался, что сам, как редактор «МВ», потерял полмиллиона на закрытии киосков. И надо принимать ситуацию как данность. Я лично просто в шоке от таких заявлений. Понятно, что сложно сейчас всем, но отстаивать свои интересы все же нужно. Хотя, в условиях, когда все вопросы замкнуты на одном человеке, а он не всегда и не во всем прав, это делать крайне сложно.
— Мария Аркадьевна, пожалуй, настало время рассказать, как Вас «ушли» с председателей ВАПП.
Продолжение следует