В единый день голосования, 8 сентября, на территории региона прошли 33 избирательных кампании, которыми были охвачены городские округа, муниципальные образования, городские и сельские поселения.
На первый взгляд, итоги прошедших выборов свидетельствуют о триумфе «Единой России»: по официальным данным правящая партия получила 189 мандатов. Второе место с внушительным результатом заняли самовыдвиженцы -62 мандата. Следом идут КПРФ (19 депутатов), ЛДПР (8 депутатов), Справедливая Россия (7 депутатов), Партия пенсионеров (1 депутат).
Ряд информационных ресурсов заявил о провале оппозиции. Тиражируется мнение, что скромные результаты парламентских оппозиционных партий – это следствие их слабой работы в период избирательной кампании, неправильной предвыборной стратегии и расстановки сил.
Но как оценивают результаты выборов в стане самой оппозиции? Прежде всего, было интересно узнать мнение представителей КПРФ, поскольку эта партия, на наш взгляд, не «играет в оппозицию», а всегда отличается наиболее жёсткими оценками курса, проводимого в стране и области, а также конкретной политической работой.
Наш собеседник — Андрей Истомин, секретарь Тверского областного Комитета КПРФ.
— Андрей Александрович, итак, позади очередная избирательная кампания. Полагаем, что для КПРФ она была нелёгкой. В результате у вас – 19 депутатов, у ваших главных оппонентов – 189. Есть повод для разочарования?
— Для начала скажу, что фактически наших представителей прошло несколько больше. Цифра 19, озвученная облизбиркомом – это только те коммунисты и наши сторонники, которые были официально выдвинуты от КПРФ. Но ряд наших товарищей в разных районах по различным причинам участвовали в выборах, как самовыдвиженцы. Например, это победивший на выборах в Лесном районе руководитель местной партячейки Алексей Буркашов. Дело в том, что официальное выдвижение от партии подразумевает ряд формальных процедур, необходимо подготовить кучу документов на каждого кандидата. Понятно, что в небольших районах, где численность партийных организаций невелика, это сделать сложно, там нашим товарищам гораздо легче пойти по пути самовыдвижения. Еще один пример есть во Ржеве, когда решение о выдвижении нашего кандидата по одному из округов Натальи Маниловой, принималось, так сказать, в пожарном порядке, после партийного комитета. Поэтому Наталья пошла самовыдвижением, но участвовала во всей нашей избирательной кампании. По итогам, Наталья выиграла. С чем ее и всех ржевских товарищей и поздравляю.
Все наши сторонники, победившие в ряде районов как самовыдвиженцы, заявили о желании вступить во фракции КПРФ и сотрудничать с нашей партией. Поэтому, фактически, по итогам сентябрьских выборов, мы получили около тридцати мандатов…
— Но по сравнению со 189-ю депутатами от «партии власти» это всё равно до обидного мало!
— Позвольте, я договорю, здесь есть ещё один важный момент. Он касается процентного соотношения. Опять же, избиркомом заявлено, что КПРФ удалось взять всего лишь несколько процентов. Да, это мало. Но! КПРФ выдвигала своих кандидатов только на замещение 40 процентов мандатов от их общего количества распределяемых в этот избирательный цикл.
То есть, в ряде муниципалитетов в выборах мы вообще не участвовали. И это не совсем промашка партии, тому есть объективные причины. Не секрет, что в малых районах Тверской области население сегодня стремительно стареет, его активная часть попросту уезжает в большие города. К сожалению, политика, проводимая федеральной и региональной властью, лишает людей с активной позицией, проживающих в отдалённых районах, каких либо перспектив. Конечно, партия могла бы для формальности выставить в этих районах одного-двух кандидатов… Но был ли смысл распылять и так небольшие партийные ресурсы на те районы, где сегодня в принципе невозможно создать реальную команду, способную хоть как-то влиять на жизнь в районе? Я думаю, нет.
— Можно сказать, КПРФ подошла к делу рационально.
— Именно так мы и старались действовать. Основной упор был сделан на крупные территории, где у нас уже сложились эффективно работающие команды. Это Ржев, Вышний Волочёк, Кимры, Торжокский район, Лихославль, Торопец. Не скажу, что КПРФ там показала выдающиеся результаты, но, в целом (за исключением Лихославля) , партия свои позиции или улучшила, или, по крайней мере, сохранила. В предыдущем составе Ржевской думы было 2 наших депутата, стало 5. В Думу Вышневолоцкого городского округа также прошли 5 депутатов, а до этого в местной думе был всего 1 коммунист. 6 наших товарищей будут работать в Собрании депутатов Торопецкого района. Мы сохранили своего представителя в Торжокском районе, где, отмечу, «Единая Россия» вчистую проиграла независимым кандидатам, а с их командой мы готовы сотрудничать.
Но, пожалуй, наиболее уникальная ситуация в Кимрах. В Кимрскую думу по партийным спискам прошли два коммуниста. В целом, партийный список набрал почти 22 процента голосов, это на 5 процентов меньше, чем у «Единой России». Также победил кандидат-самовыдвиженец, который работал вместе с КПРФ. Это итоги.
А вот, что будет дальше, очень интересная ситуация. В Кимрах мы планируем создать коалицию КПРФ со «Справедливой Россией» — от этой партии в местную думу прошло 7 человек. Три плюс семь получается десять. А это значит, что у оппозиции в Кимрах фактически будет контрольный пакет голосов, который позволит реально повлиять на избрание главы города и благодаря которому в думе не пройдёт ни одно антинародное решение. У других политических сил депутатов меньше и они разрозненны.
Вернемся к подсчетам. О реальных процентах. Несложный расчёт показывает, что если исходить не из ста, а из сорока процентов мандатов, за которые боролась КПРФ, то в таком случае процент голосов, отданных за нашу партию, приближается к 25 %.
И еще немаловажный момент: полученные на этих выборах мандаты теперь позволят КПРФ без проблем проходить муниципальный фильтр для выдвижения кандидата в губернаторы. Раньше своих депутатов для этого у нас не хватало. Эта задача была одной из стратегических в этой избирательной компании. Тем более, что мы научены горьким опытом,а практика недопуска сильных кандидатов от КПРФ на выборы губернатора продолжается. В этом году в соседней с нами Вологодской области не допустили кандидата от КПРФ и только поэтому там победил действующий губернатор, представляющий «Единую Россию».
Именно поэтому мы с помощью местных выборов сейчас решаем задачу выдвижения нашего кандидата на должность губернатора Тверской области. Мы намерены дать решительный бой. Сейчас собираем кирпичики нашей будущей победы, если хотите.
— То есть, не всё так уж и плохо, если учесть, что на стороне «Единой России» — тотальный административный ресурс, в её руках – подавляющее большинство СМИ, с помощью которых оболванивается население. Ну, а уж финансовые ресурсы «партии власти» с вашими вообще несопоставимы. В общем-то, при минимуме материальных ресурсов, которые были у КПРФ, в крупных городах вам всё же удалось добиться определённых успехов, это факт… Следующий вопрос: какие особенности были у избирательных кампаний в крупных муниципалитетах?
— Начну, опять же, с Кимр. В этом городе была самая сложная и самая жёсткая избирательная кампания, причём не только для КПРФ. Особенности выборов в Кимрах связаны с тем, что здесь в депутаты баллотировался человек, который вот-вот предстанет перед судом за крупную взятку. Речь, конечно, о бывшем главе и бывшем председателе Кимрской городской думы Максиме Литвинове. Незадолго до выборов Литвинов возглавил муниципальное предприятие, отвечающее за благоустройство и ЖКХ. То есть, получил в руки мощнейший ресурс для ведения своей избирательной кампании. Средств, вложенных Литвиновым в эти выборы, я не считал, но тот факт, что команда Литвинова устраивала в период выборов конкурс, главным призом которого был автомобиль, уже о чём-то говорит. Да только деньги были потрачены впустую, в депутаты Литвинов не прошёл и теперь вряд ли сможет влиять на какие-то серьёзные политические процессы в городе.
Особого колорита кимрским выборам добавил ещё один скандально известный персонаж: глава Оленинского района Олег Дубов. Сам он в выборах не участвовал, но активно поддерживал нескольких кандидатов. Не буду рассказывать обо всех предвыборных «похождениях» Олега Игоревича, остановлюсь лишь на том факте, что этот чиновник, фактически вынудил грубо нарушить избирательное законодательство газету «Кимрский вестник», которая разместила на своем сайте статью Дубова, где он превозносил «Единую Россию» и уничижительно отзывался об остальных партиях. Теперь за это придётся ответить перед законом газете. Местный ТИК установил нарушение законодательства. Но я считаю, что и сам чиновник тоже должен понести ответственность. Сейчас в этом направлении мы работаем с юристами.
Вообще, выборы в Кимрах проходили в полукриминальной обстановке. Были случаи поджогов автомобилей кандидатов, избиения и запугивания агитаторов. Поэтому я очень признателен своим соратникам по партии в Кимрах за то, что они не испугались, не поддались давлению и мужественно прошли весь предвыборный период, показав достойный результат.
Выборы в Ржеве и Вышнем Волочке проходили на фоне протеста против мусорной реформы. Коммунисты Ржева и Волочка возглавили борьбу против размещения в своих районах мусорных полигонов, проводили акции протеста. Теперь у наших товарищей, избранных депутатами, станет больше возможностей для противостояния произволу власти.
— Отдельного упоминания заслуживают дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Тверской области по Кашинскому избирательному округу. КПРФ выставила на них молодого юриста – 27-летнего Сергея Иванова, который занял второе место. Сам по себе это, наверное, очень хороший парень. Но вот возраст, 27 лет… У многих избирателей могло сложиться впечатление, что у столь молодого человека нет достаточного опыта для работы в таком серьёзном органе, как ЗС…
— Ну, в плане политического и управленческого опыта нашего кандидата я могу поспорить. Сергей Иванов – успешный политик, в свои 27-м он исполняет обязанности главы Эммаусского сельского поселения Калининского района, немало он сделал и для жителей Твери, как юрист и общественник. Выдвижение Сергея кандидатом было большим заделом на его дальнейшую перспективу. Впрочем, и на этих выборах он достойно себя проявил, сумев объединить в одну команду активистов из 4 районов, входящих в Кашинский избирательный округ, наладил полезные для партии связи на этих территориях. Не за горами очередные выборы в ЗС, уже по всей области, и я уверен, что Сергей Иванов обязательно добьётся на них победы вместе с остальными нашими кандидатами.
— Одной из причин неудач оппозиции на выборах принято считать низкую явку. Да, большинство людей недовольны ситуацией в стране, недовольны местной властью, они громко возмущаются на кухнях и автобусных остановках, но в день выборов к избирательным урнам не идут. Это крайне выгодно для «Единой России», которая всегда может мобилизовать свой электорат, состоящий из чиновников, работников силовых структур, подневольных бюджетников и их семей. А вот у КПРФ, например, протестно настроенного избирателя массово привлечь не получается. Особенно низкая явка в последнее время наблюдается на местных выборах. Почему так происходит? Неужели люди в вас разуверились?
— Причина здесь не столько в том, что люди разуверились в отдельно взятых партиях. Главное — они разуверились, что местная власть способна что-либо решать.
Давайте вспомним, что такое местное самоуправление? Это органы власти, которые наделены правом проводить самостоятельную политику по местным вопросам на своей территории, по большей части независимую от региона. Но в последнее время государство в виде федеральной и региональной власти ведёт серьёзное наступление на систему местного самоуправления, фактически нивелирует её, сводя роль органов местной власти к декоративным функциям. В политическом плане лишает местные органы власти всякой самостоятельности.
Прежде всего – это отмена прямых выборов глав городов и районов, теперь на этот пост фактически назначают того, на кого укажет губернатор.
Основные решения, касающиеся судьбы муниципалитетов, также принимает область. Например, жителей Вышневолоцкого района областное правительство просто поставило перед фактом, что район объединят с Вышним Волочком. Да, формальные процедуры были соблюдены, но по факту к мнению жителей никто не прислушался. Весьегонский район преобразовали в муниципальный округ даже несмотря на то, что часть поселенческих советов депутатов проголосовали против. То же самое с мусорными кластерами – их размещение определяет не местная власть, а чиновники из правительства. Большая часть налогов из районов уходит в область и федерацию, денег в местных бюджетах – не остаётся. О какой самостоятельной политике и экономике в таком случае можно говорить?
Самый последний пример, когда без учета мнения жителей и органов местного самоуправления в деревне Лебедево Калининского района Правительство области решило разместить стекольный завод. Людей поставили перед фактом. Поэтому они вынуждены сегодня выражать свое отношение к этому проекту ни через выборы и органы местного самоуправления, а через протестные акции.
Потому и неудивительно, что многие не видят никакого смысла в местных выборах…
— Андрей Александрович, спасибо за откровенный разговор, успехов Вам и партии КПРФ в целом!
Здраствуйте…Позвоните на +79096837024
Вадим, кому позвонить и по поводу чего? Напишите на электронную почту портала adm.tver24@gmail.ru
Добрый день.
Здраствуйте!
День добрый!
Прошу перезвонить