Наши постоянные читатели знакомы с деятельностью государственного казенного учреждения «Тверьоблстройзаказчик». Основной функцией этого учреждения является проведение строительного контроля за объектами капитального строительства. Именно оно выступает заказчиком при осуществлении адресной инвестиционной программы Тверской области, программы капремонта объектов, находящихся в региональной собственности. С 2017 года ГКУ также проводит соответствующий контроль и по объектам муниципальной собственности. Провалы по строительству социальных объектов — школ, детских садов, больниц, а также реставрационных работ на объектах культурного наследия «на совести» именно «Тверьоблстройзаказчика».
Причин такого катастрофического освоения средств, как всегда много — например, деньги на те или иные объекты приходят в самом конце года, когда освоить их уже нет времени. Или подвел подрядчик. Или неграмотно составлена документация. Или судебные процедуры по жалобе участника аукциона и т.д. Но это, конечно, не все, поскольку существуют причины и другого свойства. А именно руководящие кадры, некоторые из которых уже давно должны были бы находиться в местах не столь отдаленных. Знакомьтесь — Богдан Анатольевич Никуйко. С марта 2018 года работал директором ГКУ «Тверьоблстройзаказчик». 22 октября 2019 года уволился по собственном желанию и уехал в Волгоград. По информации сайта «Блокнот Волгоград», Богдан Никуйко может стать руководителем в составе администрации Волгоградской области. Его жена – Елена Славина – возглавляет управление культуры соседнего города-спутник Волжского.
Данное издание подробно описывает похождение скандальной четы, но «подвиги» Елены Славиной нам не особенно интересны, а вот деятельность Богдана Никуйко требует особо пристального внимания. На высокую орбиту чиновник Богдан Никуйко взлетел в марте 2018 года, когда получил назначение на должность директора в ГКУ «Тверьоблстройзаказчик». По одной из версий, на должность Богдана Никуйко мог лоббировать первый заместитель министра Тверской области по строительству Сергей Тарасов, который ранее работал советником мэра города Ярославль и замминистром жилищной инспекции Московской области. В итоге, на территории Тверской области разгорелись скандалы, связанные с деятельностью регионального Минстроя и ГКУ «Тверьоблстройзаказчик». Самым крупным из них был скандал по реконструкции стадиона «Химик», которую курировал чиновник Богдан Никуйко.
Мы подробно описывали, как «реконструировали» главный тверской стадион. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что ради экономии подрядчик использовал для укладки искусственного газона и легкоатлетических дорожек самые дешевые материалы, которые можно использовать для детских площадок, но никак для крупных стадионов, на которых планируется проведение спортивных соревнований высокого уровня. Специалисты, проводившие осмотр стадиона после окончания работ, пришли в ужас — для профессионального спорта эти покрытия не пригодны. Сейчас стадион закрыт на замок, идут судебные тяжбы, проводится экспертиза. Скорее всего, процедуры займут весь 2020 год, все это время стадион «Химик» работать не будет. Что это — воровство или некомпетентность?
Вот что пишет по этому поводу «Блокнот Волгоград»: «Считается, что из 114 миллионов рублей, предназначенных на реконструкцию стадиона, только 34 миллиона были освоены субподрядными организациями в рамках проекта. Остальные бюджетные средства – около 80 миллионов рублей, по одной из версий, при вероятном содействии чиновников Никуйко и Тарасова перекочевали на организации с признаками «однодневок», по всей видимости, входящие в орбиту бизнес-интересов представителей армянской диаспоры«.
Однако это не единственная история, связанная с работой Никуйко и Тарасова. Их называли кураторами фонда капитального строительства Тверской области, где за 2018-2019 годы освоили свыше 200 миллионов рублей. Контроль за подрядными организациями также совершал Богдан Никуйко. По данным прокуратуры Тверской области, многие работы были приняты с нарушениями. Выявлены факты хищения денежных средств подрядными организациями, также возбужденно уголовное дело за невыплату зарплаты субподрядным организациям. В январе 2019 года прокуратура Тверской области начала проверку информации о массовых нарушениях и скандалах в региональном Фонде капремонта. В октябре органами внутренних дел было возбуждено уголовное дело против бизнесмена из Ярославля, подрядчика Фонда капремонта, который подозревается в мошенничестве в особо крупных размерах при проведении работ по капитальному ремонту, в самом Фонде прошли обыски, идет следствие.
Также под контролем ГКУ «Тверьоблстройзаказчик» при Никуйко строились школы, детские сады и ремонтировались больницы. Как они строились, наши постоянные читатели хорошо знают. Вот что два месяца назад сообщал сайт Общероссийского народного фронта: «В 2019 г. в Тверской области должны сдать в эксплуатацию шесть детских садов в городах Твери, Старице, Торопце, а также в Максатихинском и Лихославльском районах. В июле этого года в ходе мониторинга активисты ОНФ установили, что на отдельных площадках строительство даже не началось. Так, в Торопце и Старице не было даже фундаментов. Сейчас на обоих объектах возведен первый этаж и ведутся дальнейшие работы…» Работы активизировались только под конец года.
Все это вызывает подозрения, что строительные задания в рамках 44-ФЗ готовились исключительно под подконтрольные фирмы. Исполнение обязательств в рамках государственных контрактов должным образом не контролировалось, зато акт приемки подписывались, даже если работы до конца не выполнены. Ответственность за это по всей видимости, можно было списать на недобросовестных субподрядчиков. И что самое главное — никто из чиновников пока за это не ответил. Так стоит ли удивляться качеству капремонта в Тверской области — в Ржеве или в Бологом, постоянному срыву сроков по строительству социальных объектов — как со школой в Юности в Твери? Если в самом региональном правительстве и в ключевых учреждениях на руководящих должностях попадаются такие сомнительные личности. Пока во властных структурах существует проходной двор, порядка не будет. И это еще мягко сказано.
Когда