Коронавирус или психическое расстройство — что страшнее? На фоне самоизоляции и финансовых проблем резко возросло число обращений россиян за психиатрической помощью

В самом начале хотим оговориться: журналисты «Тверь24» не отрицают опасность коронавируса, не причисляют себя к тем, кто утверждает, что эта болезнь ничем не отличается от обычного гриппа или ОРВИ. Просто нам, как и большинству из вас, хочется разобраться — а не принесёт ли жёсткая самоизоляция с запиранием себя в четырёх стенах (а именно эта мера, как безальтернативная, предлагается сегодня для блокировки болезни в России) к не менее тяжёлым последствиям, чем, собственно, вирус?

Итак, давайте разбираться. Информация для размышления, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, построена на мнениях авторитетных специалистов, ранее публиковавшихся в различных изданиях.

А разговор пойдёт на тему здоровья. Психического.

Для начала отметим, что в целом предложенный властями пакет ограничений россияне пока дисциплинированно соблюдают. 90% москвичей, из тех кому положено(кто не работает), сидят по домам, выходя периодически за продуктами и выгуливая домашних питомцев. А в целом по стране этот показатель составляет 81%.

Что настораживает экспертов в этой ситуации?

Как свидетельствует статистика, с  началом распространения эпидемии коронавируса россияне стали активнее обращаться к психиатрам. Число таких обращений выросло на 30–40%. Причем речь идет о серьезных психических расстройствах, реактивных состояниях, которые специалисты называют коронапсихозом. На фоне сложившейся ситуации проблемы возникают даже у совершенно здорового населения. Часто о консультации просят мужчины в возрасте от 20 до 40 лет.

«Основные жалобы поступают на усталость от семьи или партнера, сложность контроля своих эмоций в ситуации заточения», — сообщил «Комсомольской правде» психолог, консультант телемедицинского сервиса «Доктор рядом» Илья Слободчиков.

20% людей хотят выговориться, еще столько же переживают, видя тревожные заголовки новостей. Такие данные приводят на горячей линии фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Люди в условиях карантина часто круглосуточно мониторят новости, становясь жертвами информационного терроризма, пояснила в СМИ психоаналитик компании «1С-Битрикс» Алена Орехова. По ее словам, следить за новостями нужно, но лучше делать это не чаще раза в день и на том ресурсе, которому доверяешь. По ее словам, всё чаще поступают звонки от врачей, которые также хотят просто поговорить о сложившейся ситуации. В больницах и поликлиниках, включая те, что не связаны с лечением коронавируса, сейчас действует режим повышенной готовности. Медики напуганы, не знают, что их ждет завтра, но не желают нести проблемы в семью и звонят психологам.

Многие люди уже остались без работы и это еще больше подрывает моральный дух. Вместе с занятостью человек теряет источник финансирования и возможность платить по своим обязательствам, деньги для содержания семьи. Неудивительно, что количество мужчин (а именно они традиционно берут на себя обязанность по финансовому содержанию семьи), вынужденных сегодня  прибегнуть к помощи психологов,  уже превысило число обращающихся за помощью женщин.

Наряду со взрослыми на «горячую линию» звонят и дети. В топ-3 популярных проблем звонящих входят конфликты в семье, общение с домочадцами и дистанционное обучение. При этом дети начали звонить на телефоны доверия еще в середине марте, а пик таких звонков пришелся на конец месяца. «Минимальный возраст звонящих детей — девять лет. Часто они не могут высказать словами, что их тревожит в сложившейся ситуации и просто интересуются, чем им заняться дома» — рассказала «Известиям» руководитель Центра экстренной психологической помощи при МГППУ Анна Ермолаева.  Вторая по частоте категория вопросов  связана с самоизоляцией. Дети жалуются, что их никуда не отпускают. А особенно тяжело подросткам, они опасаются, что могут заразиться родители, а еще стремятся на свободу. Нельзя не отметить ухудшение состояния малышей и детей с аутизмом. По сути, они остались без прогулок и ежедневных занятий со специалистами.

«Мы имеем дело с истерическим, параноидным психозом. На 30–40% выросло количество обращений к психиатрам, среди которых преобладают люди с коронапсихозом — реактивным состоянием, паникой, которая возникла в экстремальной жизненной ситуации» — высказал свои опасения в прессе завкафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Андрей Шмилович.

Андрей Шмилович предупреждает, что если не будет найден компромисс между организацией безопасности и запугиванием людей, то возможна вспышка суицидов у людей в возрасте от 30 до 50 лет. Он также отметил, что сейчас люди всё чаще заливают тревоги алкоголем. И это, в свою очередь, может подтолкнуть их к крайним действиям.

Вполне ожидаемо, что длительное пребывание дома у не особо интеллектуально и психически устойчивых граждан выступило триггером для проявления домашнего насилия. Попросту — мордобоя по пьянке.  О подобных обострениях, связанных с нахождением в четырех стенах сегодня часто пишут в интернете.

«Психиатрические клиники, в отличие от многих других медицинских учреждений, к счастью, пока ведут прием плановых больных. Сократилось число относительно стабильных пациентов — тех, кому не нужна экстренная помощь. Однако если прекратить поддерживающую терапию, с вероятностью 60–65% можно ожидать у них обострение заболеваний»— подчеркнул А. Шмилович.

Никто иной, как глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вероника Скворцова предупредила, что психологическое выгорание ожидается уже на третьей неделе самоизоляции.

По мнению чиновника, все это связано с монотонностью пребывания в самоизоляции. Это как в знаменитом фильме «День сурка», герой которого, просыпаясь каждое утро, обнаруживает, что вокруг него происходят те же события, которые были вчера.

Специалисты констатируют, что психическое состояние людей в таких условиях будут ухудшаться с каждым днем. Потеря психического здоровья для многих людей может быть опаснее мнимой смерти от вируса.

Кстати, ведущий немецкий эпидемиолог, профессор Александр Кекуле который предсказал коронавирусный кризис в Европе, теперь призывает правительства положить конец локализации.

Ранее А. Кекуле публично призвал правительство Ангелы Меркель начать проверку международных путешественников уже в январе. Тогда его слова не восприняли всерьёз, но уже через короткое время прогноз Кекуле полностью подтвердился.

Однако теперь учёный считает, что блокировка может продолжаться слишком долго и причинит больше вреда, чем вирус, и разработал план его безопасного снятия.

«Невозможно ждать вакцины», — сказал профессор Кекуле изданию The Telegraph. «Самое быстрое, что мы могли бы сделать — это вакцина за шесть месяцев. Исходя из опыта, я бы сказал, что реальность ближе к году. Мы не можем оставаться под замком от шести месяцев до года. Если бы мы сделали это, наше общество и наша культура были бы разрушены »…

Кекуле считает, что из тотального карантина нужно выходить немедленно. И сделать это нужно безопасным образом.

Во-первых, по его словам, пожилые люди и те, у кого есть сопутствующие хронические болезни, должны оставаться в изоляции.

Второй пункт плана профессора Кекуле: переход от социального дистанцирования к тому, что он называет «интеллектуальным дистанцированием».

«Нам нужно адаптировать дистанцию ​​к ситуации. Например, кассир в кассе супермаркета будет подвергаться заражению в течение всего дня. Ему нужно носить маску, ему нужны надлежащие меры гигиены. Таксист должен научиться не трогать свое лицо после обращения с деньгами».

По сути, все мы должны привыкнуть носить маски, считает профессор Кекуле. Он считает, что обычной хирургической маски достаточно для тех, кто не особенно уязвим, и нет необходимости носить ее во время прогулки. «На открытом воздухе маска не так эффективна. Но в любом помещении, где есть другие, мы все должны их носить».

По мнению профессора, ждать вакцину нет времени. «Коллективный иммунитет — наш единственный вариант сейчас, нужно научиться уживаться с вирусом», — констатирует эпидемиолог.

Что и говорить, предложения Кекуле выглядят рискованными. Но с другой стороны если жёсткий карантин затянется на неопределённый срок, уже в ближайшее время, наряду с нехваткой врачей-инфекционистов, мы может столкнуться и с нехваткой психиатров. Но если инфекциониста, в принципе, можно подготовить за достаточно короткий срок, на подготовку квалифицированного психиатра уходит не один год…

Как заявила в программе посвященной такой ситуации на  радио «Вести ФМ» кандидат психологических наук Светлана Колосова:

«Сейчас нам не хватает инфекционистов и вирусологов, а дальше будет не хватать психиатров».

По материалам информационных агентств

Фото — из открытых источников

 


Похожие записи

Один комментарий “Коронавирус или психическое расстройство — что страшнее? На фоне самоизоляции и финансовых проблем резко возросло число обращений россиян за психиатрической помощью

  1. Надежда В.

    Ничего удивительного. Они на самоизоляции психуют, а мы на работе. Едешь в транспорте и думаешь, подхватишь заразу или нет. В городе уже 117 заболевших, а нас работодатель заставляет на работу ходить. Половину сотрудников можно было бы на удаленку отправить, но у нас в конторе считают, что мы все должны быть на месте. Средства защиты не выдают, в одном кабинете по нескольку человек сидим. Тех, кого отправили на самоизоляцию, просто счастливчики. Надо не психовать, а ликовать, что живы останутся!!!

Оставить комментарий