Рок-фестиваля «Нашествие» в этом году не будет. Как сообщил губернатор Тверской области Игорь Руденя в прямом эфире регионального вещания телеканала «Россия 24»: «Исходя из предписаний Роспотребнадзора, в этом году «Нашествие» проводиться не будет на территории нашего региона. Уверен, все относятся к этому с пониманием«. Традиционный рок-фестиваль, который планировалось провести в Завидово в конце июля, переносится на 2021 год.
При этом поклонники рок-музыки до конца надеялись, что «Нашествие» все-таки состоится в назначенный срок. Организаторы выражали уверенность, что смогут соблюсти все требования Роспотребнадзора. Даже планировалось сделать не три сцены, как это было в 2019 году, а только две. К выступлениям на фестивальных площадках готовились Алиса, Сплин, Машина времени, Мураками и другие заявленные исполнители. Увы, ничего из этого не вышло.
Такие скопления народа мы теперь вряд ли увидим раньше 2021 года…
В итоге получилось, как в последней песне группы Сплин «Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите»:
«Гарри, трибуны пусты, как видишь
Фанаты уже не поднимут кипиш
Никто теперь не играет в Quidditch
Мы тут вымерли все почти».
Александр Васильев с компанией написали эту песню тогда, когда тема коронавируса и ограничений, связанных с распространением инфекции, уже начала заслонять собой практически все остальные темы, поэтому неудивительно, что текст стал пророческим. Ну а следующие строчки из той же песни дают нам понять, что социальный протест каким-то удивительным образом снова вернулся в рок-музыку.
«Вчера шёл король весь крутой и гордый
И мальчик сказал: “Король, ты голый”
Мальчику тут же с ноги проломили голову
И пришили ему статью».
Вообще на тему коронавируса написаны, наверное, уже сотни песен, и в сегменте рок-музыки стоит выделить еще песню «Весна» группы Lumen, которую в отличие от Александра Васильева вряд ли можно было когда-то назвать аполитичной. Здесь Рустем Булатов напрямую связывает режим ограничений из-за коронавируса с политической обстановкой в стране и предстоящим голосованием по поправкам в Конституцию: «Кому придет корона, а кому – коронавирус».
В более жестком, хоть и не таким поэтичном, как у «Сплина» тексте, Lumen пытается отыскать контркультурную ритмику стиха Егора Летова:
«Под тряпкой разговоров о благе нашей Родины,
В ящике страна – давай, фокусник, пили.
Сучки сопротивления ножовкой давно пройдены,
А если не успеешь в срок, то сроки обнули».
Конечно, далеко не все рок-музыканты вдруг озаботились политической подоплекой событий, но можно быть практически уверенным в том, что отмена «Нашествия» станет еще одним фактором, который добавит социальной злости в творчество самых разных исполнителей. Тем более что примеров такого творчества уже хоть отбавляй, причем не только в рок-музыке, но и среди представителей шоу-бизнеса — от пародий Максима Галкина до ретро-группы актеров МХТ им. Чехова «Сладкий мед«.
Вообще режим самоизоляции тяжело сказался на привычной многих рокеров. Если «Алиса» начала давать онлайн-концерты, то «Крематорий» наотрез отказался выступать на стрим-площадках. Как высказался на этот счет Армен Григорян, «Тут я полностью солидарен с мнением замечательного артиста и режиссёра Александра Ширвиндта: «Театр без зрителя — всё равно что секс по телефону».»
Кого-то сложившаяся ситуация заражает злостью и протестом, кто-то просто грустит и пытается осмыслить происходящее. «В интересное время мы все-таки попали, — сообщается на сайте группы «Мураками», — Иногда становится страшно, иногда ты думаешь, вот здорово, что есть время всё обдумать, взвесить, понять куда ты идёшь, с кем, для чего… Как у всех артистов у группы Мураками тоже отменились концерты. Многие потеряли свою работу.. Мы не останавливаемся, не делаем паузу, на это нет времени. Мы пишем, творим и надеемся, что это вам надо ничуть не меньше, чем нам самим. Ни для кого не секрет что в России артисты живут за счёт денег, которые получают с концертов. Мы не были к этому готовы, также как и вы…»
Что касается Андрея Макаревича, то он переживает период изоляции более спокойно. В эфире радио «Комсомольской правды» он спел свои нестареющие хиты и поделился со слушателями своим видением ситуации.«Я вам скажу одну вещь, которая вас, может быть, удивит. Меня коронавирус занимает сейчас меньше всего, я от него не жду никаких сюрпризов, с ним все ясно. Это, в общем-то, очередная эпидемия нового гриппа. Это — не поголовная смерть на планете, и человечество за него взялось так, что скоро он кончится, его победят…». И далее: «… А вот как мы будем жить дальше и какие разрушения мы сами себе успели нанести — вот это меня очень беспокоит…”
А на своей странице в фейсбуке Андрей Макаревич выразился на эту тему еще в конце апреля куда более определенно:
«Если жить всю жизнь в пробирке,
Есть продукты из пробирки,
И дышать в противогазе
И перчаток не снимать,
То с учётом обстоятельств
Можно жить ужасно долго.
Лишь одно меня смущает —
На хера такая жизнь?»
Ограничения из-за распространения коронавируса сильно ударили по музыкальной индустрии в целом и по рок-музыке в частности. Если рэп-исполнители уже давно освоили стриминг, то многим «рокерам» приходится учиться выживать в новых условиях. Дело не только в падении уровня заработка, но и изменении всего стиля жизни. Гастроли, концерты, клубные выступления, постоянные перемещения по стране и миру — все это осталось в прошлом. Самоизоляция стала серьезным испытанием на прочность для всех.
Что касается отмены «Нашествия», то реакция любителей рок-музыки, многие из которых каждый год участвовали в «главном приключении лета», оказалась неоднозначной. Кто-то захандрил, а кто-то воспринял как должное — мол, жизнь и здоровье куда важнее. Между тем, знаменитый Грушинский фестиваль отменять, видимо не будут, он состоится в традиционные сроки — со 2 по 5 июля в Самарской области.
Конечно, нам всем хотелось бы знать, чем закончится вся эта история. Когда отменят ограничения, возобновится нормальная жизнь, а рок-музыка снова выйдет из рамок стрима на открытые площадки. Вряд ли режим самоизоляции станет для музыкантов фатальным, как впрочем, и проведение Грушинского фестиваля вряд ли повлияет на статистику заболеваемости в Самаре. Как пел Вячеслав Бутусов в песне на стихи ныне покойного Ильи Кормильцева:
«Все кончилось так, как должно было быть —
У сказок счастливый конец.
Дракон умирает, убитый копьем,
Царевна идет под венец».
Другое дело, что нам не всегда бывает понятно, кто в нашей истории негодяй, а кто ангел.