Жизнь начиналась с войны. Воспоминания очевидца

Мои родители поженились ещё до войны и обосновались в Бологое – городе железнодорожников.  22 июня 1941 года в каждый дом ворвалось страшное слово – война. Отца на второй день  призвали в действующую армию. Как рассказывала мама, прощаясь, он взял на руки нас, своих детей, поцеловал и ушёл на фронт.

С того времени, как началась Великая Отечественная война,  прошло 79 лет. Солидный срок. Всё меньше остаётся ветеранов войны, её участников, тех, кто трудился и ковал победу в тылу. Но есть ещё свидетели тех страшных событий – дети войны, познавшие все её тяготы. Их первые годы, которые должны бы стать счастливым и беззаботным детством, стали временем страданий и потерь, голода и холода.

Детям, пережившим ту войну,

поклониться нужно до земли.

В поле, в оккупации, в плену

продержались, выжили, смогли!

Дети, что без детства повзрослели,

дети, обделённые войной,

вы в ту пору досыта не ели,

но честны перед своей страной.

Девочки и мальчики войны!

На земле осталось вас немного.

Дочери страны! Её сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!..

                                  (Валентина Салий)

Я, Добромыслов Юрий Георгиевич, родился 23 февраля 1937 года в СССР, в городе Бологое Калининской области. Жил спокойно и счастливо в своей семье, в которой было трое детей: брат Женя — 10 лет, сестрёнка Галя — 1,5 года и я – 5-летний.  Когда отец ушёл на фронт, мы остались с мамой, которая после рождения дочки ещё не работала. Отец воевал на Ладоге — по дороге жизни возил продукты и боеприпасы в Ленинград, а из Ленинграда вывозил детей, женщин, стариков, раненых. Сам был ранен. Но, к счастью, после Победы вернулся домой живым. А пока он воевал, семья выживала. Доставалось всем – и взрослым, и детям. Очень трудно было женщинам, которые работали под бомбёжками, а ведь им ещё приходилось воспитывать детей, доставать одежду, дрова, продукты, чтобы прокормить семью. Будучи ещё совсем маленьким , я оставался дома за старшего. Брат Женя учился в школе. Кстати, школы во время войны работали все, даже несмотря на бомбёжки днём и ночью. Некоторое время из-за интенсивных налётов занятия шли по частным домам, расположенным на окраинах города. Документы свидетельствуют, что за время войны Бологое бомбили 537 раз. У немцев был приказ стереть  с лица земли стратегически важный для нас железнодорожный узел.

Так выглядели станция Бологое и город железнодорожников после налётов фашистской авиации (фото из архива автора):

Но Бологое отстояли. Самоотверженно трудились бологовские железнодорожники: восстанавливали разрушенные пути, отправляли составы, на смену погибшим вставали живые. Эшелоны шли на фронт. Всем приходилось несладко. Вспоминаю, как мама, получив на месяц хлебные карточки, отправила отоваривать их меня. Магазин находился рядом, на Горской. Очередь нужно было занимать с вечера, на руке химическим карандашом писали номер очереди.   Утром на подводе привезли хлеб. Очередь ринулась в магазин. В суматохе, в толпе кто-то воспользовался детской доверчивостью – карточки вытащили из моего кармана. Украли! Это было страшное горе, потому что главной едой был хлеб. И теперь вся наша семья осталась на месяц без хлеба, голодной. Мама плакала несколько дней. От голода нас спасла бабушка Аня, которая жила рядом, на Старобологовской улице.  Она-то и подкармливала внучат, как могла. Но были в нашей скудной жизни и радостные события: однажды отец прислал с фронта посылку: сухари и полулитровую бутылку рыбьего жира. Богатство!  На этом жире жарили картошку, которую мама приносила из окрестных деревень,  выменивая её на отцовскую одежду, посуду и другие вещи. Во время бомбёжек мы все прятались в доме бабушки. Но это наше убежище оказалось очень ненадёжным. Однажды бомба упала в огород рядом с домом бабушки. И теперь при воздушной тревоге мы бежали днём и ночью к тёте Вере в отдалённый район г. Бологое — Замостье.

В городе во многих домах были расквартированы военные, а некоторые даже жили в палатках. Военные уезжали и часто оставляли  уже ненужные им вещи. Мальчишкам в этом случае тоже кое-что перепадало, например, лыжи.

Однажды мама поручила мне пригнать домой  нашу козу, которая паслась неподалёку. Только я вывел козу на дорогу, как в небе появились немецкие самолёты. Началась бомбёжка, вражеский пулемётчик с низко летящего самолёта расстреливал бегущих людей.  Неизвестный мужчина схватил меня и заставил лечь в канаву. Когда самолёты улетели, я выбрался из канавы, а мой спаситель остался неподвижным — погиб, сражённый пулей. Благодаря ему я остался жив. Уцелела и наша коза, самостоятельно добравшаяся до дома в такой экстремальной ситуации. Коза была для нас огромной ценностью, потому что хоть понемногу, не досыта, но обеспечивала  молоком нашу семью, в которой росло трое детей.

А есть нам хотелось всегда.  В Замостье к тёте Вере мы любили бегать ещё и потому, что там всегда можно было чем-то угоститься. Какое-то время там тоже стояли военные, была и полевая кухня – такая большая бочка на двух колёсах. Солдаты нередко угощали детей кашей.

Трудности военного времени вынудили моего брата в какой-то момент оставить школу. Женя поступил в отряд, который занимался поиском  и ловлей дезертиров. Брату объяснили задачу и выдали пистолет. А ведь братишке тогда было всего 11 лет. Вот так рано взрослели во время войны.

За службу Жене выдавали ежедневный паёк: буханку хлеба и концентрат пшённой каши. Всё это он приносил в дом.  И его паёк стал для нас  огромной поддержкой. Служба Жени продолжалась, пока в городе были войска, а потом он опять вернулся в школу.

Как и в любые времена, мальчишки военных лет любили играть, бегать, но были у них и особые занятия. К примеру, мы часто наблюдали за немецкими самолётами, которые бомбили город. Переживали за советских лётчиков, отважно вступавших в  неравный бой  с превосходящими силами врага.  Очень радовались, когда нашим  лётчикам или  зенитчикам удавалось  сбить вражеский самолёт. Иногда  немецкие лётчики вынуждены были  спускаться на парашюте. Их наши военные брали в плен. Мы нередко становились свидетелями  таких событий. В памяти остались здоровые молодые парни – немцы, которых вели в военную комендатуру, где военно-полевой суд  решал их судьбу. На улице Лесной, на болоте, располагался лагерь военнопленных.  Они восстанавливали дома, мостили дороги, помогали престарелым жителям города.

Все годы войны бологовцы жили заботами о фронте. «Всё — для фронта, всё – для победы» — это были не пустые слова. На фронт отправлялись продукты, население собирало для фронтовиков тёплые вещи – носки, свитера, варежки, вышивали кисеты, собирали деньги на танки и самолёты. Люди отдавали последнее ради победы.

С началом войны в нашем городе формировались партизанские отряды, которые вели борьбу на оккупированных территориях за пределами нашего района.  Из бологовских партизан помню А. А. Яковлева, Б.Я. Перхалёва.   В каждой бологовской семье были свои фронтовики. И наша семья ждала с фронта не только отца. Защищал Родину мамин брат, служивший в военной разведке,  офицер Николай Викторович Гавричев; воевали братья отца – Николай, Пётр, Иван, Александр (дядя Саша погиб в 1945-м, в г. Рига).

В 1943-м наша доблестная Красная Армия разгромила немцев под Сталинградом. Советские войска повернули на Берлин. Фашистов стали бить по всем фронтам.  Но Бологое в марте 1943-го переживало тяжелейший период интенсивных вражеских бомбардировок. Гитлеровцы вновь и вновь пытались парализовать важный железнодорожный узел. Но ни бомбёжки, ни диверсанты и лазутчики не смогли приостановить его работу. Бологовский узел жил, трудился и боролся. В невероятно сложных условиях,  а порой и ценой жизни,  бологовские железнодорожники восстанавливали путь и обеспечивали бесперебойное движение поездов.  Всегда помню имена героев-железнодорожников Ивана Ивановича Родионова, возглавлявшего в годы войны Бологовский узел, машиниста Софию Иосифовну Шваренко, руководителя Медведевской дистанции сигнализации и связи Ивана Васильевича Маньковского, погибшего на трудовом посту… Работа каждого железнодорожника тогда была настоящим подвигом…

Но вот пришла и долгожданная Победа! Соседка прибежала к нам в 5 утра, разбудила  вестью: «Война кончилась!». Все радовались  и плакали!.. В конце мая 1945 года рано утром приехал мой отец.  Такая была радость!  Вернувшиеся с фронта солдаты были великими тружениками, энтузиастами. Они восстанавливали производство, ремонтировали дома, налаживали жизнь. Отец на второй же день принялся за починку крыши нашего дома, а затем, получив земельный участок, посадил картошку. Постепенно жизнь наша обретала черты стабильности. В 1945-м мне исполнилось 8 лет, и осенью я пошёл в 1-й класс 1-й городской школы, где моей первой учительницей стала Александра Алексеевна Павлова.

Такова была моя война, такой она мне запомнилась…

« Мира вам, здоровья, долголетья,

   доброты, душевного тепла!

   И пускай нигде на целом свете

   детство вновь не отберёт война !» (В. Салий)

Юрий  Добромыслов, Почётный гражданин Бологовского района

 

Об авторе.

ДОБРОМЫСЛОВ Юрий Георгиевич (род. 23.02.1937). Уроженец г. Бологое, по профессии — учитель физкультуры. Преподавал в железнодорожных школах , педагогический стаж — 43 года. Имеет большое количество наград и грамот за общественную спортивную деятельность. Награжден знаком ВЦСПС «Ветеран труда». Является ветераном труда Бологовского отделения ОЖД, ветеран спорта СССР. Член КПРФ. В 2017 году Ю. Г. Добромыслову присвоено звание Почётного гражданина Бологовского района.

     


Похожие записи

Оставить комментарий