Поводом для митинга жителей Нелидовского городского округа послужили встреча с министром МПР Тверской области А. Наумовым и проект генерального плана нашего округа до 2040 г. Главная тема – реформа по сортировке и вторичной переработке твёрдых коммунальных отходов (ТКО).
Мы против этой реформы? Нет, мы всецело «ЗА» и в течение последних лет говорим об этом. Мы согласны с вариантом, предложенным правительством Тверской области? Нет, мы против. У нас есть альтернативное предложение? Да, и мы писали об этом губернатору Тверской области. Мы против расположения в нашем округе полигона по сортировке и захоронению мусора? Да, мы против. Мы согласны, чтобы полигон разместили в соседнем районе, например, в Оленинском или Западно-Двинском? Нет, мы против полигона не только в другом месте, но и как ненужного элемента в нашей схеме раздельного сбора мусора и в целом по Тверской области, но об этом будет сказано ниже.
Почему нельзя создавать полигоны в Тверской области? Потому что она расположена на Валдайском водоразделе. Здесь нужен тонкий подход в решении проблемы с мусором.
На приведённой ниже картосхеме показано место где запланировано строительство полигона. Это в районе бывшей деревни Екимовка (здесь или рядом в 1–3 км роли не играет). Почему именно здесь? Обратите внимание, что расстояние от железной дороги до полигона порядка 3 км (показано чёрной стрелкой). Заинтересованным лицам не составит труда сделать ответвление от железной дороги (в районе Вязовки или Малой Толстухи) для составов с мусором из Москвы, а затем построить отсюда дорогу к полигону (грунтовую с асфальтовым покрытием или железнодорожную). Здесь земли лесного фонда, значит собственность федеральная и договориться с ними вполне реально. Им здесь не жить. Для сравнения. В Москве ежегодно на одну из свалок поступает 1.5 млн. тонн мусора. Свалка расчитана на 20 лет. Затем рекультивация. Её размер – 37 га (370 м х 1000 м). Под полигон запланировано 550 га (2 км х 2.8 км), то есть здесь можно разместить 18 таких свалок.
Неучи из группы поддержки команды губернатора утверждали, что в проектируемом месте нет ручьёв. Значит, стоков вредных веществ в реки не произойдёт. Объясняю им. Красной заливкой выделена водосборная территория (то есть собирающая очищенную воду), а иначе площадь фильтрации дождевых и талых вод через почвенные и грунтовые воды в подземные. И лишь оттуда, под давлением, вода подпитывает родники и ручейки. Именно на таких участках категорически нельзя строить подобные сооружения. Именно отсюда вредные вещества появятся в Мостовой, Мирном, Нелидове, Белом, Жарках и далее по Западной Двине, Даугаве и в Балтийское море. Плюс отравят, самое опасное, подземные источники чистой питьевой воды. Если такое произойдёт, то очистятся они только через 1000 лет.
Наш вариант решения мусорной проблемы. Есть схема территориального развития Тверской области. В ней есть место и схеме по организации сбора, обеззараживанию и захоронению ТКО. Есть блок и по юго-западным районам области. Мы не можем выдвигать свой вариант по нашему округу, а вот в целом по запланированному кластеру мы можем, так как это не нарушает общий порядок схемы. Но мы превратим мусороперегрузочные станции (МПС) в мусоросортировочные станции (МСС). МПС запланировано построить в каждом районе нашего кластера. Мы не против. Но вместо МПС будут МСС. При таком варианте отпадает строительство полигона, как ненужного элемента. Каждый район решает проблему с мусором самостоятельно. Отсортированный по категориям мусор прессует в брикеты и отправляет на завод по переработке. Не подлежащую сортировке часть мусора хоронит на своей территории.
На встрече с жителями округа А. Наумов говорил о закупке баков для раздельного сбора мусора. Без Твери это будет по 88 баков на административный район. Пустая трата денег, так как они не решают проблему сортировки ТКО. Это легко доказывается. Поймёт каждый, даже школьник.
Давайте проследим этапы поступления мусора от жителя до полигона. Допустим, что жители чётко выполнят все требования регионального оператора по раздельному сбору мусора. Будем класть пластик в один бак, бумагу – в другой, стекло – в третий, пивные банки – в четвёртый и т.д. Теперь очередь за спецмашиной. Чтобы собрать только пластик и полиэтилен она должна объехать все площадки в городе Нелидово, выборочно брать баки только с пластиком и полностью загрузиться. Затем выгрузить в МПС, где этот мусор спрессуют в брикеты. После, таким же способом, соберёт бумагу со всех площадок и так далее. Накопившиеся брикеты отправит на завод по вторичной переработке. Тогда зачем нам полигон по сортировке? Но такой вариант затратный даже для районного центра. А во что обойдётся сбор мусора с деревень? Раздельный.
Рассмотрим другой вариант. Смешанный мусор из баков поступает на МПС, где уплотняется и отправляется на полигон. Для сортировки. Попробуйте утрамбованную массу рассортировать. И не просто рассортировать, но и добиться 54% выхода рассортированного мусора, как это заявлено в предложенной схеме областью. Реально это? НЕТ!
Оба варианта, предложенные командой губернатора, – неэффективны и дороги. У нас другой вариант. Схема простая. Каждый житель складывает дома ненужную бумагу в белый пакет, пластик – в красный, стекло – в зелёный и т.д. Набрав полный пакет, застёгиваем его (можно и завязывать) и помещаем в ЛЮБОЙ свободный бак. Не подлежащий сортировке мусор складывать в специально выделенные баки. Наполненные баки спецмашина перегружает в кузов и доставляет на МСС. Там она выгружает всю массу в бункер, откуда мусор поступает на транспортёр. Рабочие быстро рассортируют пакеты: красные к красным, синие к синим и т.д. Можно этот процесс удешевить и разбирать сразу на площадке временного хранения, а отсюда – на пресс, а оттуда – на площадку для отправки на завод по вторичной переработке. Таким путём мы сможем добиться отправки на вторичную переработку 80 %.
Кроме того, необходимо организовать приём стеклотары, макулатуры, пластиковых бутылок и т.д. – как это было в советские времена. Подключить сюда индивидуальных предпринимателей. Они уже начинают работать. С пластиком. В СССР школьники собирали макулатуру, которая составляла пятую часть от потребностей в бумаге всей страны. Что сейчас мешает нам наладить этот процесс?
Жители нашего округа думают не только о себе, своих детях, внуках, но и о соседях, чтобы за рубежом не говорили: «Опять Россия виновата в отравлении общих рек и морей». А думают ли об этом чиновники и депутаты?
Виталий Кочетков, Нелидовский городской округ