Дискомфортная среда. Посёлок Сельхозтехника, Осташковский городской округ

Посёлок Сельхозтехника в Осташковском городской округе в советское время рос и развивался вместе с одноимённой ремонтно-производственной базой для нужд села. В населённом пункте появились почта, столовая, магазин, шло строительство благоустроенного жилья. В  те далёкие годы посёлок выглядел молодым, светлым и задорным, гордился хорошими придомовыми тротуарами и яркими цветочными клумбами.

Теперь здесь, увы, всё несколько по-иному. О нынешних проблемах посёлка в открытом письме, пришедшем на почту портала «Тверь24»,  подробно рассказали его жители.

Пыльные бури на улице Строителей

Городская среда — это ещё и эмоциональное восприятие окружающей действительности. Она оказывает весомое влияние на настроение людей и их психологическое состояние. Неграмотный, непрофессиональный подход к реализации тех или иных проектов, несёт в массы лишь стрессовые ситуации, как, впрочем, и десятилетние уклонения разношёрстных чиновников от устранения многочисленных дискомфортных явлений современности.

По мнению специалистов, городскую среду можно считать психологически комфортной лишь в тех случаях, если в её понятия заложены эстетичность, внешнее разнообразие, сочетание новизны и традиций, безопасность, гармоничность, озеленение, освещение и многое другое.

Сегодня невозможно спрогнозировать, сколько десятилетий потребуется на реанимацию города Осташкова и его окраин, большей частью пострадавших в годы послеперестроечного синдрома. К их числу на законных основаниях можно отнести и самую густонаселённую окраину города — посёлок Сельхозтехника.

Очень скоромный и самый минимальный пакет чисто символической комфортности достался СХТ от Советского Союза. Однако время безжалостно обошлось с социалистической собственностью посёлка. Бесследно исчезла отмостка большинства многоквартирных домов, оборудованные газоны и асфальтированные тротуары. Да и первые четыре дома по московским меркам давно уже пошли бы под снос. Но на местном уровне они считаются ещё пригодными для жилья, хотя их стены покрылись опасными трещинами, а кровля двух их них по улицам: Строителей №1/3 и №5 уже давно не может противостоять погодным катаклизмам, не отвечает элементарным требованиям Жилищного кодекса, соблюдать который на Селигере, похоже, никто не собирается.

Среди наболевших вопросов для жителей Сельхозтехники остаётся проблема газификации посёлка. Причём природный газ пришёл в его границы ещё в 2010 году. В связи с этим здесь была построена газовая модульная котельная, заменившая старую, мазутную. А население посёлка воспрянуло, рассчитывая, что природный газ вот-вот придёт в их квартиры. Но не тут-то было. На календаре — конец 2021 года, а жители городской окраины вынуждены платить за сжиженный емкостной газ по триста тридцать рублей сорок семь копеек с носа, что непомерно дорого, особенно для больших семей.

Вопрос газификации восьми домов Сельхозтехники, а это более 100 квартир, неоднократно поднимали активисты-общественники. А в ответ получали лишь письма-отписки от чиновников всех мастей и рангов. Не смогли бедолаги попасть даже в федеральную программу халявной газификации до 200 метров. Видимо, не вписались в неё, хотя, подводящая газовая магистраль пролегает всего в трёх метрах от ближайшего жилого дома.

Острой проблемой для жителей посёлка остаются и огромные деревья, прежде всего, тополя, опасно шумящие кронами в дни штормовых предупреждений МЧС. И деревья здесь уже неоднократно падали на дома, хозпостройки, автомобили. Хорошо, что всё пока обошлось без жертв. Благодаря активистам и финансовым вложениям местного населения, в посёлке удалось значительно разрядить тополиное семейство. Денег же на ликвидацию оставшихся в живых великанов, в бюджете администрации Осташковского городского округа, как всегда, нехватает. Как не хватает их и на полноценное освещение улиц Урожайной и Строителей. И в тёмное время суток люди вынуждены освещать себе путь с помощью смартфонов и фонариков. А пару лет назад в кромешной темноте, возле подъезда грабители напали на пенсионерку, отобрав сумку с вещами и деньгами.

Но главной бедой посёлка, как и всей России, остаются дороги. В Сельхозтехнике их всего две.Обе имеют статус центральных улиц и даже названия: Строителей и Урожайная, присвоенные им в связи с принадлежностью конечных пунктов к сельскохозяйственному и строительному предприятиям, от которых и следов теперь не осталось. Но улицы-то в их развале вовсе не виноваты, а расплачиваться за ошибки «пилотов» вынуждены именно они.

Досталось улице Строителей, не знающей должного внимания к себе уже долгие десятилетия, хотя по ней пролегает автобусный маршрут школьных перевозок. Количество разнокалиберных выдолбов и надолбов на всём участке улицы протяженностью всего-то восемьсот метров, сегодня не возьмётся подсчитать ни один самый крупный специалист в области дорожного хозяйства. А в провинциальном Осташкове и мелких-то специалистов днём с огнём не найдёшь.

Среди безнадёжно больных улиц Осташкова числится и улица Строителей, когда-то давно радовавшая автомобилистов идеальной асфальтированной дорогой, проложенной к новому детскому дому. Особенно страшна она и коварна в дни весенней распутицы, хотя случаются они и летом в дни проливных дождей, а то и в зимние оттепели. Одним словом, улица круглый год обрекает водителей и пешеходов на вечные страдания, от которых не спасает и редкое грейдирование бывшей асфальтированной дороги, превращающейся в грунтовку. И эта современная дорожная технология для Селигера вовсе не нова. Так, давно уже исчез первобытный асфальт на пятикилометровом участке дороги Осташков-Замошье.

Между тем, нагрузка на улицу Строителей ложится просто колоссальная. По ней регулярно осуществляется движение промышленных большегрузов, обеспечивающих сыпучими стройматериалами завод товарного бетона. В этом же железном потоке участвуют и его бетономешалки. Свою лепту в нагрузку на и без того убитую в хлам улицу вносят и лесовозы, без которых теперь невозможно представить развитие курортной селигерской зоны.

Результат амортизации ухабистой дороги многотонниками остро ощущают на себе стены и конструкции многоквартирных домов по улице Строителей. В сухое время года эта улица утопает в пыли, люди просто задыхаются в её клубах и не могут открыть окна для проветривания помещений, которые и так нуждаются в ежедневной влажной уборке.

Также массу опасностей таит в себе и улица Урожайная. Жители Сельхозтехники уже давно просят ограничить скоростной режим по ней, так как находится улица в чертежилой зоны. По Урожайной передвигается масса пешеходов, в том числе и молодые родители с новорожденными в колясках. В общем потоке пешеходов числятся и школьники, в том числе, заканчивающие обучение во вторую смену,и возвращающие домой в тёмное время суток.

Тротуары же вдоль улиц Строителей и Урожайной отсутствуют. Хотя во времена СССР качественный бетонированный пешеходный тротуар вдоль данных улиц был построен. Однако с годами он скрылся под толщей придорожного смёта, порос травой и кустарниками. Пешеходам, конечно, можно воспользоваться и обочиной, чтобы уменьшить риск попадания под колёса авто, но, к сожалению, и обочины существуют чисто номинально и не отвечают элементарным нормам действующего на территории России ГОСТа автодорог.

Расставить все точки над «i» мог бы умнейший документ нашей эпохи под названием «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения.

ГОСТ Р50597-2017». Его разработчики заслуживают самых высших наград и даже прижизненных бюстов, но ставить их лучше в пределах МКАД, где текст ГОСТа не имеет столько расхождений с реальным состоянием провинциальных дорог.

Возьмём, к примеру, пункт 5 «Требования к покрытию проезжей части, обочины, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Подпункт 5.1.3 Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные указатели по ГОСТ Р52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений более 0,2 м кв. Загрязнения должны быть удалены в течение трёх суток, отдельные разрушения – в течение семи суток».

Подпункт — просто супер! Плохо только, что в нём не указывается, кто должен удалять загрязнения и разрушения и за чей счёт, поэтому народ теряется в догадках. Подкупает мудростью и подпункт 5.3.1., гласящий: «Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляется в сроки, приведённые в таблице 5.4.

Так, например, на устранение занижения обочин лишь на четыре сантиметра дорожникам отводится не более семи суток. Это касается обочин улиц Строителей и Урожайной, которые и состоят, в основном, из этих самых занижений и завышений, превышающих четыре гостовских сантиметра.

Здесь на помощь автомобилистам и пешеходам приходит подпункт 5.3.2 «Возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения и возвышения обочины и разделительной полосы – одни сутки». Но никто из жителей Сельхозтехники и никогда не видел дорожников, замеряющих возвышение и занижение обочин или длину, глубину и площадь выбоин. Хотя в таблице 5.4. чёрным по белому написано: «Отдельная просадка, выбоина или пролом на укреплённой части обочины длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более и площадью равной или более 0,06 м кв. устраняется в течение 14 суток. Это касается всех категорий дорог (V) и групп улиц».

Ещё беспощадней должны уничтожаться трава и древесно-кустарниковая растительность высотой 15 см и более на обочинах дорог. Всего за семь дней. Но на улицах Строителей и Урожайной она почему-то не уничтожается десятилетиями и, как говорится, результат этого пофигизма налицо. Точнее, прямо в лицо. Особенно зарос участок Урожайной после поворота в сторону улицы Загородной (правая сторона), где кроны деревьев и кустарников перекрыли не только обочину, но даже многометровый фрагмент проезжей части. Это вызывает справедливую критику автомобилистов, в первую очередь, водителей городских автобусов, которым приходится объезжать дорожные заросли чуть ли не по встречке. И подобные манёвры когда-нибудь могут закончиться плачевно.

Ещё больший ужас на водителей наводит раздолбанный в хлам перекрёсток улиц Строителей и Урожайной. Когда, лет десять назад или чуть больше, капитально ремонтировался участок автобусного маршрута от улицы Загородной до остановки СХТ, асфальта на разворотный пятачок у дорожников не хватило. В результате, за эти годы огромные выбоины превратились в анти рекордные символы российского бездорожья, и теперь в десятки раз превышают гостовский норматив 15х60х5 см.

Как тут не вспомнить крылатые слова известного русского писателя и журналиста, вице-губернатора Тверской губернии М.Е. Салтыкова-Щедрина, произнесённые им ещё в 19 веке: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Кстати, ничем не лучше разворотный круг в районе остановки «Кожзавод». Нет асфальтированных карманов и на целом ряде других остановочных пунктов Осташкова. Поэтому современные низкопольные автобусы просто вынуждены нырять в естественные дорожные ловушки, рискуя покалечить ходовые узлы и обрызгать грязью пассажиров, ожидающих общественных транспорт.

Четыре года назад в районе Сельхозтехники по программе переселения из ветхого и аварийного жилья были построены два 48-квартирных дома. Проектировщики набили колышков, обозначив новую дорогу к ним. Но она так и осталась на бумаге, а новосёлы вынуждены пользоваться временной грунтовой, проложенной строителями.

Мы, жители посёлка Сельхозтехника, уже неоднократно обращались в различные инстанции по поводу кошмарного состояния двух улиц посёлка, в том числе, к всемогущему депутату Госдумы. Но наши жалобы так и остались без ответа, как без конкретных ответов остались коллективные письма по вопросам газификации, освещения, благоустройства, атакующих посёлок бродячих собак и даже лис.

Поэтому в реальной жизни мы пока так и несмогли ощутить на себе эффективность и действенность многочисленных национальных проектов, программ, обещающих людям многие блага, в том числе, комфортную среду, которая уже для нескольких поколений жителей осташковской окраины остаётся дискомфортной.

Жители посёлка Сельхозтехника (86 подписей)


Похожие записи

Один комментарий “Дискомфортная среда. Посёлок Сельхозтехника, Осташковский городской округ

  1. Аноним

    романов лдпр и коммунисты оказывается друзья а как же жирик который анти коммунист

Оставить комментарий