Статистика несчастных случаев с детьми — это то, что перед глазами ежедневно. Оказывается, это близко и рядом. Равнодушие страшно…
Обычные 4 дня из моей жизни и ставшие, к сожалению, обыденными случаи. Мне казалось, что многое из СМИ это далеко и не у нас, а где-то там — на полосах газет, в страшных выпусках, в анонсах вкладки «новости». А всё происходящее не должно повторится более. И в этом не только забота ответственных взрослых, но и дело всего общества: не пройти мимо.
Прошлым летом недалеко от одной из средних школ в частной секторе я обнаружила хорошую детскую коляску для новорождённых, с колёсной базой и установленной люлькой… в канаве, у старого, развалившегося дома. Рядом с коляской, приличной на вид, валялись вещи, похожие на пелёнки. Этой дорогой я хожу ежедневно и такая находка для меня редкость. Во-первых, коляски сейчас дорогие, чтоб, вот так валятся им. Во-вторых, здесь перекрёсток и проезжая часть, как мимо такой вещи спокойно ехали водители? Коляска странным образом валялась у разрушенного дома в заводи камышей. Мысли на этот счёт появлялись разные: сходить в старую постройку, где обваливаются стены и крыша, проверить, послушать хотя бы. Послушала, никого, да и люди мимо идут как-то без особого интереса к происходящему. Скажу сразу, чем кончилась эта история: да, коляска детская, и в ней возят…металл на продажу. Просто привезли и свалили, чтоб новый заход сделать.
И дом, куда эта коляска окончательно заехала мне вспомнился несколько дней назад: так же иду по обочине дороги, а по крыльцу вниз на улицу сползает младенчик, один. Долго не было взрослых (соседей), кто бы вышел с этого крыльца ему вслед. Перекрёсток, дороги для грузовых и дом у проезжей части…
На следующий день после этой истории я нашла у пруда двух детей, спустившихся по насыпи к воде. Мимо шли люди, никто им замечания не сделал, никто не спросил. Полдень рабочего дня. Сестра с братом, маму ждут таким образом. Поговорили о правилах безопасности у водоёмов, дети поднялись наверх. Прошло время, никакой мамы. Мальчик рассказывает, что сестра хочет в воде играть, он её не пускает, а она лезет туда, вниз, и он за ней. Думаю, надо их отвести в сторону от пруда. Единственное, может получиться, что я увожу чужих детей. Ещё постояли, ещё поговорили — никого. Дети обещали не спускаться к воде и ждать маму. Я от них отошла, они туда же, спуск крутой, насыпь мелкой крошкой, хорошо, что шла женщина навстречу и достаточно строго им сказала, они пулей в сторону. Не хватало мне этой строгости. Мы с ними и дно обсудили, что там железные штыри есть (как рассказал мальчик), бутылки на поверхности пруда, пиявок, глубину, опасность, одним словом место это не для игр. Оба малыши.
История следующего дня меня заставила не разговоры водить и ждать, а действовать. Пусть будет нелепо, пусть там окажется всё в порядке. Рабочий день, 9 утра мы вышли с младшим гулять, вдруг, голос детский, а детей маленьких в доме нет. Поднимаю голову, с верхнего этажа незастеклённого балкона ребёнок смотрит вниз. Маленький. К первому ребенку подходит второй, начинает просовывать руку через щели (балкон очень старый, без ремонта, без бельевой верёвки и т.д), камушки вниз бросает, старший карабкается руками по выступающим сбоку перилам. Навстречу шла соседка, мы обсудили, она сказала, что семья там живет неблагополучная, за детей страшно. Вызвала я спасателей. Открыли родители, сказали, что дети с ними. На вид не пьяные…
Думаете, этим истории закончились? Вечером следующего дня в спальном районе, где имеются магазины, пункт выдачи, клиника медицинская, одним словом тьма народу я нашла троих малышей… у костра. Во дворе стоят мусорные баки, и никого не смутил костёр около них и маленькие дети, сидящие у пламени. Жгли в сухой траве, в жару, рядом машины, низкие балконы, открытые, с бельём на верёвках. Дети потушили костёр сами, как я им замечание сделала — отойти, вылили воду из бутылки. Как же вы костёр разводите, чем? У нас вода, мы тушим, оправдались они. Убежали прочь. А ходила я в ПВЗ местное и иду обратно, думаю, надо найти ребят.
Нашла, представилась, рассказала о себе, об опасности костров, о больнице, операциях по ожогам, о том, что одежда быстро загорается: говорила строго, но чтоб не напугать. Вы ведь в школе учитесь, вам говорят, наверняка, про безопасность. Нет, мы еще в садик ходим, отвечали двое. Мальчик по-старше третьеклассник, в школе им ничего не говорят подобного, про костры тем более. Вы же понимаете, что с травой можете поджечь себя или взрывоопасный предмет. Нет, не можем — мы здесь всё перерыли, нет здесь ничего опасного. Вам что играть негде? Отвечают, что площадки нет, один песок здесь и тот, исследованный от и до. А где спички взяли, молчат. Да, у нас родители курят, на балконе стоят. Они мне рассказали, что родители курят, что спичек нет, а зажигалку дал дядя старшего мальчика (семья без отца). Дети без надзора грубовато сказали мне вслед, правда. Не понравилось мне это, пошла я искать взрослых.
Соседка на балконе равнодушна оказалась, из прохожих никого, все уже пришли домой с работы, одни таксисты навстречу — машины приезжали и уезжали. Мальчишки исчезли. Искать, догонять — просить зажигалку, скажут, что я их преследую и ещё обворовать хочу…
Семьи бывают разными, но закон, право, голова, наконец, сердце, если оно имеется ещё обязывают родителей совершать надзор и воспитание над своими чадами. Мне кажется, что и общество всегда должно реагировать на подобное неравнодушием. Да, между сериями мультфильмов в период каникул мелькают ролики МЧС о детях и для детей. Это для тех, кто дома. МВД проводит встречи со школьными лагерями. Это для тех, кто под присмотром воспитателей. Маленькие дети у проезжей части, у водоёмов, на балконах, у очагов огня — одни. Те, что без присмотра взрослых. И последние составляют печальную статистику по несчастным случаям.
Конечно, многие из нас знают то самое, золотое детство в деревне, где жизнь проще на первый взгляд, а дни беззаботнее. Правда, статистика происшествий сейчас распространяется на любую местность. Я рассказала про случаи в городе.
И они меня поразили своей обыденностью. Семейный психолог Ольга Лучникова ответила на мою просьбу объяснить, что происходит в нашем обществе, и как себя вести чужому человеку, который может оказаться самым близким в опасной для ребёнка ситуации.
На фото: Ольга Лучникова
«У меня трое детей. Всё, что касается этой темы, для меня так же очень важно. Каждый случай индивидуален. И нет одного решения. Однозначно, нужно с детьми говорить на эти темы. Предостеригать.
Если известна семья, где происходит подобное, и мы видим, что здоровье и жизнь детей в опасности, то однозначно обращаемся в отдел опеки и попечительства. Они проведут проверку.
Если же неизвестно, чьи это дети то с этим сложнее. Действуем по ситуации.
Я также не прохожу мимо. С начала лета вижу сообщения в сетях о том, что дети выпадают из окон и тонут в водоёмах. Не могу спокойно об этом думать. Ведь все происходит из-за халатности взрослых! Глупо и нелепо.
Если будет больше таких неравнодушных людей, как мы, то, я уверена, подобных случаев будет меньше«.
Лето 2022 рекордсмен по несчастным случаям среди детей. В соц.сетях появляются памятки по безопасности, родительские чаты и сообщества так же заполняются информацией от служб экстренной помощи. Помогает ли это? Дай Бог, чтоб сказанное не воспринималось как лишнее, потому что в перегруженных данными сетях многое исчезает одним взмахом. Ценное утилизируется. Я читаю такие рассылки.
Хорошо бы городским властям проводить акции безопасности не только на дорогах, но и там, где статистика сегодня ползёт вверх. Ходить во дворы? Патрулировать частный сектор, где много старых построек? Обследовать территорию водоёмов, даже в городе? Проверять семьи и ставить на контроль деятельность органов опеки? Да и ещё раз Да.
Не могу сказать, что неравнодушие окружающих однажды закончится делами, спешкой и суетой обыденной. И превратится в то, чем больно наше современное общество.
«Потому что всё возможно, всё бывает, так сказать, потому что мимо, дети, я могу не пролетать».
Это слова героя анимационного сериала для детей как раз по основам безопасности жизнедеятельности. Можно ли отучить нас от безразличия, мне неведомо. Несчастный случай или предпосылки к нему не исправляют.
Если российское общество взяло курс на новую жизнь, то где цена этой жизни. Пока, только статистика несчастных случаев заставляет задуматься над тем, что мимо проходить нельзя. А что будет дальше, зависит от нашего государства. Какие люди нужны ему: может быть, мы уже потеряли трезвость, ум и сердце.
Обратите внимание на плакаты советского периода: часть из них посвящена детству, призывам к жизни, спорту, труду, знаниям, развитию, с обращением в первую очередь ко взрослым. Агитации на социальную тему были везде, вот одни из них.
— А я всегда говорила: когда родители правильно воспитывают детей, дети не тонут в лужах, — это из советского мультфильма про отважного мангуста.
Может быть, нам стоит, наконец, возродить ценности, которыми жила и развивалась большая страна Советов. Наши дети — это национальное достояние, это будущее огромной державы, которое нельзя потерять.
А много ли мы видим социальной рекламы на тему детства? Эффективны ли те меры государства по надзору и контролю при статистике несчастных случаев, которую мы имеем на сегодня?
Волнует ли наше общество проблема безнадзора? Кажется, что все мы далеко в стороне от ответов и снова проходим мимо.
Осторожно, опасность! Равнодушие.
Юлия Шишкова, Бежецк