Всю эту неделю провёл с гуманитарной миссией в Бердянске – городе Запорожской области, освобождённом нашими войсками от украинских оккупантов. Вместе с депутатами Законодательного собрания Тверской области от КПРФ Андреем Истоминым, Артёмом Гончаровым и коммунистом из Калязина Ильёй Константиновым отвезли туда помощь, собранную их партийными организациями, а также неравнодушными людьми нашего региона. Детские подгузники и средства ухода за лежачими больными – то, в чём жители сегодняшнего Бердянска нуждаются особенно остро.
Это первая моя поездка на новые территории, но впечатление она произвела, конечно, огромное. Первое, что приходит на ум при виде Бердянска – это совершенно мирный город, который, несмотря на блокпосты на въезде и выезде, немногочисленные военные патрули и небольшое количество людей в форме, живёт своей обычной жизнью, но вот это как раз самое первое впечатление – оно обманчиво.
Фронт проходит всего в 80 километрах, это час по шоссе при хорошей езде, и данное обстоятельство, конечно же, полностью определяет весь ритм жизни, да и саму жизнь в городе. До войны в Бердянске проживало что-то около 120-ти тысяч, но после начала СВО из города уехало порядка 60-70 тысяч человек, в то же время из Мариуполя сюда приехали тысяч 40, и если к этому добавить большой военный гарнизон (а Бердянск – это главная тыловая база Запорожского фронта), то население плюс-минус осталось на довоенном уровне.
В большинстве своём люди настроены пророссийски, тем более, что многие понимают – сам факт того, что они никуда не уехали из родного города, а остались в Бердянске, для нынешних властей Украины – уже одного этого достаточно, чтобы их посадить или убить, кадры из захваченных ВСУ Купянска и Херсона с массовыми убийствами и расправами над оставшимися под российской властью людьми видели все, секрета из того, что украинские каратели будут делать с мирными жителями, никто не делает. Единственное чего хотят эти люди – чтобы Россия их не оставила, чтобы были подписаны какие-нибудь мирные соглашения с Киевом, которые дипломатически закрепят за РФ как Бердянск, так и всю Запорожскую область; местный бизнес справедливо полагает, что тогда в юридическом споре о принадлежности региона будет поставлена если не точка, то многоточие, и по примеру Крыма в город и область придут крупные российские компании, будут ликвидированы блокпосты и таможня на границе с Крымом и Ростовской областью и, самое главное, придут инвестиции, которых Бердянск и Запорожье не видели с 1991 года. А инвестировать там есть куда, Бердянск – это большой приморский город с развитой туристической инфраструктурой, хорошей логистикой, портом и сельским хозяйством, ну а за юридическим окончанием военного конфликта в город вернутся и уехавшие от войны жители – и город вновь заживёт своей прежней приморской жизнью.
Но помимо надежд, есть ещё и страх. Люди боятся не только прорыва фронта и выхода ВСУ к Бердянску – после неудачного «контрнаступа» таких панических настроений стало гораздо меньше, но и внутреннего врага, гораздо более страшного, потому что фронт – он там, в 80 км, а проукраинские террористы здесь, под боком. Так, в Бердянске недавно взрывали полицейских и работников местной администрации, взрывом бомбы в своём рабочем кабинете был убит вместе с женой вице-мэр Бердянска, в больнице несколько врачей убили наших солдат (вкололи им яд вместо лекарств), то есть в городе существует развитое украинское террористическое подполье, которое координируют из Киева.
При этом самое яркое впечатления – это дороги, они везде отличные. Российские власти, начиная с прошлого года, заново проложили все главные дороги по новым регионам и в городах Новороссии. Как говорили те же местные жители Бердянска, столько новых дорог, которые проложили россияне за два года, они не видели за всё время существования «независимой Украины», что-то подобное было только в советское время. Это касается не только Бердянска, но и всех городов, которые мы проезжали по пути – и Новоазовска, и Мариуполя, и самой трассы от Таганрога до Геническа. Бердянск вообще произвёл такое впечатление, что Украина не вкладывала ни копейки в его развитие за все эти тридцать лет: практически нет новостроек, дороги за эти тридцать лет практически не ремонтировали (во многих частях и Бердянска, и Мариуполя – городов с населением за сто тысяч – вообще вместо асфальта лежали обычные плиты, даже в центре и главных улицах), весь жилой фонд Бердянска обшарпан и изношен, это видно было невооружённым глазом, никакого нормального благоустройства и общественного транспорта нет и в помине, ну а коммунальные сети – как нам сообщил на встрече мэр города, не ремонтировались с 80-х годов прошлого века, не говоря уже о том, что в приморском и курортном Бердянске банально до сих пор нет приличной набережной. Одним словом, Украина – это какой-то синоним разрухи, запустения и деградации. Запорожской и Херсонской областям откровенно повезло, что они стали частью РФ. Несмотря на те объективные трудности, которые там существуют сейчас и процентов на 90 обусловлены войной, когда война закончится, то их жители и бизнес выдохнут наконец свободно и увидят, насколько же жить в нормальной стране лучше и богаче, чем в помойке под названием «Украина». Нужно только время, мастерство генералов и победы наших солдат и офицеров на поле боя.
В заключение я хотел бы поблагодарить депутатов Законодательного собрания Тверской области Андрея Истомина и Артёма Гончарова – без их участия эта поездка ни за что бы не состоялась.
Михаил Дронь
Читать в источнике