Российская металлургическая отрасль на подъеме?

Российская металлургическая отрасль

Несмотря на усиливающиеся ограничительные меры со стороны западных стран, металлургическая отрасль России демонстрирует стойкость и способность к адаптации. Производство стали не только не рухнуло, но и постепенно наращивается. Ряд экспертов прогнозирует, что до конца текущего года удастся выйти на досанкционные объемы выпуска продукции. Более подробно о том, что происходит в металлургической отрасли в России и во всем мире, можно прочитать здесь https://MetallPlace.ru.

Российская металлургическая отрасль

В 2022 году Европейский союз ввел запрет на импорт широкой номенклатуры российских стальных изделий — от горячекатаных рулонов и холоднокатаных листов до арматуры, сварных и бесшовных труб. Позднее ограничения распространились и на ввоз чугуна. Эти меры нанесли наибольший удар по «Северстали» — одному из крупнейших металлургических холдингов страны, который был вынужден полностью прекратить поставки в Европу.

Однако благодаря близости производственных мощностей к европейскому рынку и развитой внутрироссийской логистике, компании удалось относительно быстро перенаправить товарные потоки на внутренний рынок. В настоящее время более половины продукции «Северстали» реализуется внутри страны, обеспечивая потребности отечественных отраслей. На экспорт идет не более 10% при сохранении прежних объемов производства.

Изменение географии поставок коснулось и Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Хотя против владельца группы Владимира Лисина персональных санкций со стороны ЕС не вводилось, предприятие понесло определенные убытки. По итогам первого полугодия 2022 года НЛМК зафиксировал падение производства железорудного сырья на 3% в годовом сравнении — до 9,6 млн тонн. Это было связано с общим сокращением выпуска и повышением качества железорудного концентрата, что влекло больший расход руды.

Изменение структуры продаж привело к сокращению объемов реализации НЛМК на российском рынке на 5% по сравнению с первой половиной 2021 года — до 5,2 млн тонн. Однако это падение было компенсировано ростом поставок в Европу, где у комбината есть собственные производственные площадки. Во втором квартале 2022 года продажи в ЕС увеличились на 12% — до 1,2 млн тонн.

Негативное влияние санкций ощутили и другие крупные игроки отрасли, такие как Евраз, ММК, Мечел. Однако в целом им удалось сохранить производственные мощности и быстро переориентироваться на альтернативные рынки сбыта — прежде всего внутрироссийский, а также Азию, Африку, Ближний Восток. Успешной адаптации способствовали мягкая денежно-кредитная политика и меры господдержки, реализуемые правительством.

Например, для снижения затрат на логистику разрешено использовать специализированный парк вагонов для перевозки черных металлов по Единой сетевой производственно-технологической компетенции ОАО «РЖД». Возросший внутренний спрос на металлопродукцию также стал одним из драйверов восстановления отрасли. Реализация крупных инфраструктурных проектов, возведение новых промышленных объектов, рост в строительной отрасли и других металлопотребляющих секторах повысили потребность в стальных изделиях на внутреннем рынке.

Эксперты отмечают возможность достижения сталелитейной промышленностью России уровня докризисного 2021 года уже в начале 2024 года. А при дальнейшей успешной работе над программами импортозамещения оборудования и технологий, отрасль сможет не только восстановиться, но и выйти на новые рубежи развития.


Похожие записи

Оставить комментарий