Кто отдаст долг памяти? Братское захоронение на границе Бологовского и Удомельского районов оказалось забытым…

Отдать долг памяти павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками – дело святое. Столько времени прошло, а до сих пор бойцы поисковых отрядов находят останки неизвестных солдат на местах боев, открываются новые неизвестные страницы Великой Отечественной войны. Наш край – не исключение. Легенда о том, что между Пальцевским разъездом (ныне ст. Брусничное, Бологовский м.о., Тверская обл.) и ст. Кафтино был атакован и уничтожен немецкими бомбардировщиками санитарный поезд № 1114, возвращавшийся после эвакуации раненых в удомельские госпитали, существовала 83 года.

Неоднократно в разное время делались попытки любителей истории и не только разыскать место трагедии и братскую могилу, где похоронены погибшие в тот осенний день 1941 года. Однако поиски результатов не принесли и, казалось, что это страшное событие навечно останется «белым пятном» в истории Великой Отечественной войны.

Несколько десятилетий я по крупицам собирал сведения об этом военном преступлении, которое совершили немецкие летчики.

Леонид Константинов, председатель местного Удомельского отделения ТРО РВИО

Моя малая Родина – деревня Пальцево Бологовского района, и с детства я слышал от своих родных и земляков, очевидцев и свидетелей тех событий подробные рассказы о том, как они хоронили в братской могиле погибших при бомбардировке санитарного поезда. Прошло много лет поиска прежде, чем я смог найти достаточно документов и материалов для того, чтобы подготовить первую публикацию об этом трагическом событии в прессе.

О гибели Временного военно-санитарного поезда (ВВСП) № 1114, который доставлял в удомельские госпитали раненых с Северо-Западного фронта, было написано в газете «Красная Звезда» от 20 ноября 1941 года:

«КРОВАВЫЕ ЗЛОДЕЯНИЯ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ МЕРЗАВЦЕВ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Продолжают поступать сообщения о новых чудовищных злодеяниях немецко-фашистских мерзавцев, попирающих международные правила и законы ведения войны. Среди белого дня гитлеровские бандиты охотятся за безоружными санитарными поездами и самолетами, из пулеметов расстреливают медицинских работников и раненых красноармейцев. Ниже мы публикуем один из актов о нападении фашистских самолетов на санитарный поезд.

«АКТ

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим подтверждаем нижеследующее: доставив раненых к месту назначения, наш военно-санитарный поезд выехал в обратный рейс. 5 ноября сего года в 16 часов 50 минут на перегоне между разъездом Пальцево и станцией Кафтино Калининской железной дороги поезд атаковали с воздуха четыре фашистских самолета. Они подвергли нас бомбардировке и пулеметному обстрелу. Самолеты летели на небольшой высоте и ясно видели опознавательные знаки Красного Креста на крышах вагонов военно-санитарного поезда. Фашисты дали короткую пулеметную очередь по поезду, после чего сбросили 4 фугасных и несколько зажигательных бомб. Одна фугасная бомба прямым попаданием разбила и зажгла вагон № 15. Всего разрушено и сгорело 13 вагонов. Когда поезд остановился, мы подобрали раненых товарищей, выскочили из вагонов, сползли с ж/д насыпи и пытались укрыться в лесу. Фашисты с высоты бреющего полета открыли пулеметный огонь, чтобы помешать нам спасти пострадавших товарищей. Фашисты видели нас и охотились за нами. 30 минут мы лежали под непрерывным пулеметным огнем. Пули сыпались градом. Имеются жертвы. Убиты:

 1) Посошникова Вера Васильевна – врач-хирург.

2) Кузнецова Валентина Дмитриевна – медицинская сестра.

3) Прокофьева Фаина Ивановна – проводница ленинградского резерва Октябрьской железной дороги.

4) Барабанова Мария Павловна – проводница ленинградского резерва Октябрьской железной дороги.

5) Звонарев Иван Платонович – раненый красноармеец, следовавший в батальон выздоравливающих.

Ранены:

1) Овсянников Никита Васильевич – старший фельдшер.

2) Чернышев Николай Григорьевич – зав. складом военно-санитарного поезда.

3) Константинова Анна Григорьевна – медицинская сестра.

4) Тонких Константин Тихонович – санитар.

Все вышеизложенное мы видели и пережили лично, о чем собственноручно написали настоящий акт:

Масленникова В.Д. – медицинская сестра.

Сухаго С.И. – начальник аптеки.

Тонких К.Т. – санитар.

Овсянников Н.В. – старший фельдшер.

Чернышев Н.Г. – зав. складом военно-санитарного поезда».

Так эти события описаны в газете… Однако эта трагедия оставила очень яркие воспоминания у местных жителей в деревнях на левобережье р. Мста и имеет очень грустное продолжение на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…»

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года санитарный поезд № 1114 прибыл на ж/д рзд. Торфяное (ныне Удомельский г.о., Тверская обл.), доставив раненых к месту назначения, т.е. в удомельские госпитали. После разгрузки в освободившиеся пустые вагоны разрешили сесть бойцам и командирам, которые направлялись после излечения в батальон выздоравливающих 140-го армейского запасного стрелкового полка (АЗСП). До места его дислокации им надо было доехать на поезде до ст. Пальцевский разъезд, а кому-то и до следующей ст. Кафтино, что располагались в 20-30 км от ж/д рзд. Торфяное. Около 15 ч. санитарный поезд тронулся в обратный рейс к фронту.

Около 16 ч. над дд. Липно и Пальцево (ныне Бологовский м.о.) на небольшой высоте пролетели четыре немецких бомбардировщика. Их видели женщины из колхоза «Красное Знамя» и, напуганные появлением над ними самолетов, спрятавшиеся в перелесках (жительницы д. Пальцево: М.И. Федорова, М.Н. Козлова, Л.Г. Дунаева, Ф.Ф. Константинова и др.). Интересный факт: немецкие летчики шли уверенным курсом, обходя ст. Мста, где уже стоял зенитно-артиллерийский дивизион с новыми 85-мм орудиями, т.е. на «свободную охоту» это было не похоже, а кто-то заранее указал им цель.

В 16.50 со стороны Пальцевского разъезда раздались четыре мощных взрыва. Мой отец Николай Степанович Константинов тогда был ребенком, но хорошо запомнил, как наш дом в д. Пальцево качнулся и в один миг открылись все двери и окна. Это случилось почти во всех избах деревни, хотя расстояние до станции было более 10 километров. В это же самое время немецкие летчики расстреливали спасающихся из горящего санитарного поезда людей.

На снимке: Посошникова Вера Васильевна (1908 — 1941), хирург, военврач 3-го ранга, одна из погибших 05.11.1941 при налете немецких бомбардировщиков на санитарный поезд № 1114. Похоронена в братской могиле у ст. Брусничное

Сколько человек погибло тогда – остается неизвестным и на сегодняшний день. Удалось найти сведения только по военврачу 3-го ранга, хирургу Посошниковой Вере Васильевне. Она родилась 19.08.1908 в г. Дмитриев (в документе – Дмитринск) Курской обл. 04.07.1941 призвана Хворостянским РВК Воронежской обл. 05.11.1941 убита во время бомбардировки санпоезда № 1114. Родственников не имела. В одном из документов о безвозвратных потерях указано, что она похоронена «на ст. Мста Яросл. ж. д.» Данные о таком захоронении на ст. Мста (ныне Удомельский г.о.) пока не подтвердились.

Газеты сообщали, что убито пять человек и четверо ранены, однако сразу возникает вопрос: если вражеские самолеты атаковали пустой санитарный поезд, то почему в списке жертв медперсонала и поездной бригады «Звонарев Иван Платонович – раненый красноармеец, следовавший в батальон выздоравливающих»?

На следующий день по решению сельских советов из окрестных деревень были направлены люди в помощь железнодорожникам, восстанавливающим пути. Но главной задачей пальцевских колхозников стала уборка трупов и их захоронение в братской могиле. Я разговаривал со свидетелями тех событий и было много жутких подробностей о том, что останки людей приходилось собирать по частям. Все подтверждали, что точного количества похороненных в братской могиле нет и сколь погибло всего – неизвестно…

Однажды мне повезло, нашелся наградной лист на лейтенанта медицинской службы, старшей сестры ВВСП № 1114 Константиновой Анны Григорьевны. 22 октября 1944 года ее представляли к ордену Красной Звезды. В документах написана подробная военная биография и это оказалась та самая медсестра, Анна Константинова, раненая на Пальцевском разъезде. Только спустя три года ее представляют к награде и в первую очередь за подвиг 5 ноября 1941 года (однако в документе указана другая дата – 28 октября 1941). И вот что об этом написано:

«В период налета вражеской авиации на ВВСП 1114 (28.10.1941) она была ранена и продолжала оказывать помощь раненым бойцам и офицерам. Лично вынесла из разбитого бомбой вагона 10 красноармейцев и оказал им скорую помощь…»

Этот документ подтверждает, что 5 ноября 1941 года при бомбежке санитарного поезда погибло людей намного больше, чем указало в официальной прессе.

19 июля 2024 года по инициативе местного Удомельского отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» и поискового отряда «Калина» Калининской АЭС было принято решение провести полевую разведку в районе предполагаемой гибели санитарного поезда № 1114. В поисковую группу вошли И.А. Павлов (командир отряда «Калина»), Л.Н. Константинов (председатель местного Удомельского отделения ТРО РВИО), Г.В. Булин и В.П. Лузин.

Благодаря местным старожилам Т.Д. Яковлевой (род. на ст. Куликово) и С. Николаевой (род. на ст. Брусничное) было точно определено место братского захоронения. Однако могила располагается почти вплотную к действующему железнодорожному полотну, и за более чем 80 лет большей частью оказалась под щебнем насыпи. На оставшейся ее части находится слой старых шпал… Место могилы было определено, но дальнейшее его исследование не могло быть произведено, т.к. оно находится в границах охранной зоны действующей железнодорожной линии. При полевой разведке в районе гибели санитарного поезда было обнаружено большое количество частей и крупных осколков колесных пар и железнодорожных конструкций вагонов. Это оказались остатки вагона № 15 санитарного поезда № 1114, уничтоженного прямым попаданием фугасной бомбы. Сила взрыва была такова, что некоторые вагонные колеса даже раскололись на части. Многие металлические вагонные конструкции не только деформированы взрывной волной, но также имеют многочисленные сквозные пулевые отверстия, что говорит о расстреле немецкими летчиками выживших после бомбежки. Все эти находки позволяют сделать вывод, что произошедшее здесь военное преступление унесло много человеческих жизней. От погибших людей мало что осталось после фугасных бомб и пожара. Поэтому размеры братского захоронения невелики. Надо еще учитывать, что 5 ноября 1941 года был днем морозным и снежным. Хоронить и копать могилу пришлось одним деревенским женщинам, т.к. мужья их воевали на фронте. Они и выбрали для погребения останков воронку от авиабомбы рядом с железнодорожным полотном. В 1950-60-х гг., на соседней ст. Куликово работала начальная школа и дети ухаживали за этой могилой. А потом школу закрыли… Со временем братская могила была забыта и стала частью насыпи. Всего вражеская авиация уничтожила и сожгла 14 вагонов, а значит поиски и архивная работа будут продолжаться.

Надеюсь на поддержку в увековечивании памяти погибших санитарного поезда № 1114 руководства и сотрудников РЖД, общественных организаций, администраций Удомельского г.о. и Бологовского м.о., и всех неравнодушных к истории нашего Тверского края. Никто не забыт, ничто не забыто!

Леонид Константинов, председатель местного Удомельского отделения ТРО РВИО (Тверского регионального отделения Российского Военно-исторического общества), член Союза Художников России, член Союза Писателей России, краевед

(Читать в источнике)

***

 ОТ РЕДАКЦИИ. Как нам стало известно, Леонид Константинов обращался к и. о. главы МО «Бологовский район» Владимиру Мищенко с просьбой оказать содействие в увековечивании памяти захороненных в братской могиле, но получил ответ, скорее — отписку, свидетельствующую о нежелании г-на Мищенко заниматься вопросом.

Судите сами.

Письмо Константинова:

Ответ Мищенко:


Похожие записи

Оставить комментарий