Амнистия 1945-го: «Идут на Север, срока огромные…»

Амнистия в связи с победой над гитлеровской Германией

Рассмотрим документы по амнистии 1945 года.

Если вы дальнейшие разъяснения (а лучше сами документы) внимательно прочитаете, то поймете, при чем тут Указ и, может быть, поймете дополнительно, что многотомные писания одного бородатого сказочника весьма далеки от реальности, да и не только его одного писания.

Изучить сегодня предлагается «Докладную записку Прокурора СССР К.П. Горшенина В.М. Молотову об исполнении Указа Президиума Верховного Совета СССР о проведении амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» от 20 ноября 1945 г.

(СМ. ПРИЛОЖЕННУЮ ФОТОКОПИЮ)

Амнистия в связи с победой над гитлеровской Германией
Амнистия в связи с победой над гитлеровской Германией

Итак, 1 818 516 человек были амнистированы к концу ноября 1945 года.

Большая часть из них (818 тысяч) не находились в ИТЛ, а были осуждены на исправительно-трудовые работы с направлением на соответствующие участки народного хозяйства или просто отбывали их по месту основной деятельности.

Непосредственно из лагерей освободили 620 753 человека, еще 212 890 человекам сократили вдвое срок, еще 123 785 покинули тюремные стены — включая находившихся под следствием, в отношении которых уголовные дела прекратили по амнистии.

94 тысячи рецидивистов получили отказ и остались досиживать свои определенные судом сроки от звонка до звонка. Т.е. всех подряд не выпускали, к вопросу подошли ответственно.

А кого освобождали? А вот как раз тех, кто «присел» по указу. Точнее, по Указам Президиума Верховного совета.

Указ от 26.12.41 — это об ответственности за самовольное оставление работы на предприятиях военной промышленности.

«Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет.

Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.»

Таких дезертиров с трудового фронта выпустили аж 221 719 человек. Можем предположить, что это все осужденные именно по данным основаниям, которые по возрасту, полу или состоянию здоровья избежали применения расширенного, так сказать, варианта толкования Прим.2 к ст.28 УК РСФСР, позволяющего назначать наказание с отсрочкой исполнения до окончания войны и с направлением в действующую армию. Изначально эта норам имела отношение к военнослужащим, но затем стала применяться вообще к военнообязанным.

Срока по данному указу давали немалые, но и огромными их по тем временам не назовешь — за хищение госсобственности (тоже по Указу) давали 10 лет.

Указ от 26 июня 1940 г. — это «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Тут все не так страшно:

«…с семи до восьми часов — на предприятиях с семичасовым рабочим днем; с шести до семи часов — на работах с шестичасовым рабочим днем, за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР; с шести до восьми часов — для служащих учреждений; с шести до восьми часов — для лиц, достигших 16-ти лет.»

Выходной день — воскресенье — по тексту Указа сохранялся, администрация предприятия или учреждения не могла отказать работнику, желающему покинуть свое рабочее место в случае медицинских противопоказаний, выхода на пенсию или поступления на учебу в высшее или среднее учебное заведение.

Отменялось увольнение за прогул, вместо этого виновные «по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %.», а вот самовольно ушедшие с работы совсем, опять же по приговору суда, могли отправиться за решетку на срок до 4 месяцев.

Таких нарушителей трудовой дисциплины амнистировали 7 388 человек.

Указ от 28 декабря 1940 года — «Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)».

Вот это жесть, как говорят теперешние поколения! Тоталитаризм конкретный и никакого тик-тока. «Свалил» из училища — получи год трудовой колонии (не путать с ИТЛ!). С другой стороны, училище не армия, туда насильно никого не записывали.

Безответственных учащихся простили на радостях в числе 3 233 человек —- тоже, видимо, всех, кто был в колониях по данному указу.

Еще 2 281 амнистированы из числа осужденных по другим указам.

***
Время было суровое, динамичное, некогда людям было в трех чтениях поправки принимать, да из пустого в порожнее переливать. Вот и обходились Указами — новые обстоятельства, новый указ. Так и оружие Победы ковалось, так и порушенная страна в исторически короткие сроки восстанавливалась, обзаведясь между делом атомной бомбой и прочими необходимыми для выживания в новом прекрасном мире атрибутами.

Изменялись обстоятельства, снимали ограничения. И цены снижали. И условия жизни улучшали.

Вот и в данном случае строгости предвоенного и военного времени посчитали излишними, соответствующих залетчиков освободили и дали шанс вернуться к нормальной жизни — ведь на фоне настоящих преступников и предателей их вина была, по сути, ничтожной — мелкое раздолбайство — в сравнении с пособниками фашистов, например. Или бандитами, которых отлавливали по лесам посредством проведения войсковых операций корпусного уровня.

Но советское государство решило простить ради Победы и за более серьезные проступки — амнистировано 95 407 осужденных за воинские преступления. Тут вариантов может быть много, так что фантазировать не будем.

С конца 1944 года военные трибуналы перестали давать «Прим. 2» и предпочитали отправлять в ИТЛ — война заканчивалась, штрафники уже не были столь необходимы, а вот нахождение армии-победительницы на территории других стран предполагало удаление из рядов особо буйных и слабовменяемых элементов.

Вполне можно считать, что значительная часть из 95 с половиной тысяч сидельцев получила свои сроки в последние полгода войны.

Еще 43 841 амнистированных были осуждены за должностные преступления. Остальные получившие свободу осужденные отбывали наказание по другим причинам и основаниям.

Все освобожденные по амнистии обеспечивались за счет государства продуктами и деньгами на дорогу, получали на руки паспорта (именно так указано в документе — паспорта, а не справки).

***
Вот таким было сталинское правосудие. Можно по-разному его оценивать, но это наша История, ее надо знать хотя бы для того, чтобы очередные манипуляторы на очередном крутом повороте в очередной раз не заставили наш народ каяться и просить прощения за все и у всех, попутно под этот коллективный вой обделывая свои темные делишки.

Источник


Похожие записи

Оставить комментарий