Впервые я увидел генерал-майора КГБ Александра Владимировича Назарова на одном из слетов бывших калининских партизан в начале 80-х. «Это – человек из легенды», – сказал мне участник партизанского движения, Сергей Никитович Русаков, проживавший в Брестской области. Подробно поговорить с Назаровым тогда не удалось. Позднее от Виктора Ильича Терещатова, бывшего командира отряда «Земляки», входившего в бригаду специального назначения, я узнал немало интересных деталей. Они дополнились сведениями из других источников. В том числе из воспоминаний председателя Совета ветеранов УФСБ по Ульяновской области, полковника в отставке А.С. Лихарева.
Александр Владимирович Назаров родился 9 октября 1917 года в деревне Махоровка Донецкой области в шахтерской семье. Был прилежным студентом металлургического рабфака, кровельщиком, студентом химико-технологического института в городе Рубежное. Проявил себя как активный комсомолец, отличный спортсмен, возглавлял студенческое спортивное общество. В 1939 году после окончания третьего курса института Александр был рекомендован на работу в органы госбезопасности. Пройдя обучение в Горьковской спецшколе НКВД, сержант Назаров получил направление в Калининское управление НКВД.
То, что близится война с Германией, чекисты сознавали хотя бы по участившимся визитам в Калинин работников немецкого посольства. Под прикрытием дипломатической неприкосновенности нередко действовали профессиональные разведчики. Активизировалась пятая колонна. Отлично проявивший себя в качестве помощника оперуполномоченного Александр Назаров в апреле 1941 года становится оперуполномоченным на «немецкой линии» деятельности калининских контрразведчиков.
И вот – война. Враг быстро приближался к Москве. Руководство управления начало готовить из числа оперуполномоченных спецгруппы для проведения разведывательной и диверсионной работы в тылу врага, а также, совместно с партийными и советскими органами, создавать подполье и партизанское движение.
Александр Назаров получает задание стать резидентом контрразведки в поселке Нелидово. Для него изготавливают фальшивый паспорт, свидетельство об освобождении из тюрьмы. По легенде, он – уголовник Владимир Петров, ненавидящий советскую власть. Пришлось изучить тюремную атмосферу, манеры уголовников, их лексику, а также познать особенности конспиративной деятельности «под прикрытием», шифровальную связь.
В первых числах июля «бывший матерый зэк Петров» устроился работать хлеборезом в магазин. Поселок – небольшой (городом он станет в 1949 г.), все жители в нем на виду, действовать надо было с предельной осторожностью. Выручало то, что хлеб в Нелидове стал продаваться по карточкам, выстраивались очереди. В такой обстановке члены разведгруппы могли вполне безопасно докладывать Назарову об обстановке. Она становилась все более тревожной. В поселке стали появляться вражеские агенты, распространять панические слухи среди населения.
Когда 8 октября 1941 года Нелидово заняли оккупанты, железнодорожная станция Нелидово превратилась в крайне важную коммуникацию для снабжения воюющей под Ржевом 9-й немецкой армии. Работы группе Назарова существенно прибавилось. Разведчики отслеживали продвижение немецких эшелонов к линии фронта, дислокацию живой силы и вооружений, выявляли вражеских агентов. Воспользовавшись беспечностью оккупантов, подорвали два легких танка.
В конце ноября «зэк-рецидивист Петров» исчез из Нелидова столь же внезапно, как и появился там. Назаров был отозван в Калининское управление НКВД.
При переходе линии фронта ночью 26 ноября 1941 года случился казус. На восточном берегу реки Ловать, у города Холм, боевое охранение Красной Армии задержало Александра Назарова и его напарника Александра Громова, заподозрив в них немецких шпионов. Подозрения укрепили документы прикрытия для резидента, так как немцы делали ставку на уголовников, плюс – гранаты. Особисты устраивали перекрестные допросы задержанных. Назарову и Громову грозил расстрел. Тем более что при фильтрации зачастую выявлялись настоящие немецкие шпионы.
Слава богу, помог случай. Исхудавшего, осунувшегося Назарова среди заключенных фильтровального пункта узнал генерал, прибывший для переброски в немецкий тыл очередной разведывательно-диверсионной группы. Воскликнул в изумлении: «А ты, братец, как здесь оказался!?» Александр не смог сразу вспомнить, где он видел этого генерала, но это было уже неважно. Кратко рассказал про обстоятельства, предшествовавшие задержанию. Назарова и Громова тут же освободили…
После повышения в должности и звании имевший опыт пребывания в тылу противника Александр Назаров занялся формированием разведывательно-диверсионных групп. Всего за годы войны Калининским управлением НКВД-НКГБ было сформировано для заброски в тыл врага 185 таких групп. Под началом начальника управления Д.С. Токарева, его заместителя М.В. Крашенинникова этим вплотную занимались Г.К. Задорнов, В.Д. Котлов, В.А. Максимов, Г.И. Павлов, Г.К. Рассадов, А.В. Назаров и другие калининские чекисты.
Одновременно продолжалось создание партизанских бригад. В июне 1943 года Управлением Народного комиссариата госбезопасности по Калининской области принимается решение о формировании из числа нескольких партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп бригады специального назначения (она получит имя героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова). Командиром бригады назначается старший лейтенант госбезопасности А.В. Назаров, комиссаром – В.Я. Новиков, начальником штаба – И.И. Венчагов. Бригада состояла из двух отрядов, в каждом – по три взвода, группа разведки и хозяйственная часть.
21 июля бригада была переброшена на самолетах в тыл немецко-фашистских войск в район Опочка – Остров. Действовать выпало не только в оккупированных западных районах Калининской области, но и в сопредельных районах Белоруссии и Латвии. Рейд продлился до 8 августа 1944 года. О деятельности бригады можно судить по аттестации А.В. Назарова в декабре 1943 года:
«Тов. Назаров дважды находился в тылу врага со специальным заданием, при его выполнении показал себя смелым и находчивым в борьбе с немецкими захватчиками.
С августа месяца 1943 года снова находился в тылу противника, являясь начальником оперативной группы 4 (бригады) Управления НКГБ. За это время получено много важной развединформации, выявлены десятки немецких разведчиков и предателей Родины, подорвано 8 эшелонов противника, сбит двухмоторный самолет и подорваны две автомашины с солдатами и офицерами.
В октябре месяце 1943 года за образцовое выполнение заданий правительства по охране государственной безопасности в условиях военного времени награжден орденом «Красная Звезда». Заслуживает присвоения внеочередного звания – капитан».
Всего бригадой было пущено под откос 12 эшелонов с живой силой и боевой техникой. Устраивались засады и диверсии на автомобильных дорогах. Громились сельские гарнизоны. Однажды удалось захватить автомашину с важными чинами из СД и СС, секретными документами и картой оборонительных укреплений врага в Прибалтике. Столь же успешно была выполнена задача по взятию «языков» – двух унтер-офицеров. Представившись власовцами, разведчики бригады пригласили немцев якобы для попойки в женской компании, те согласились. После угощения их обезоружили и доставили в расположение бригады. Полученная ценная информация о Великолукском укрепрайоне была немедленно передана в Центр…
Враг, конечно, почувствовал присутствие у него в тылу опасной организованной силы. Гестапо и полиция буквально стояли на ушах, им была поставлена задача: во что бы то ни стало нейтрализовать деятельность бригады и ликвидировать Назарова.
Командующий полицией безопасности и СД Белоруссии штандартенфюрер СС Эрлингер в своей директиве начальникам полиции Латвии и Остландии указывал:
«…выявлена рейдирующая бригада особого назначения НКВД. Предполагаемые операции бригады: диверсии, а также захват высших чинов рейха. Командир бригады полковник НКВД Руднев (Назаров). Опытный разведчик. Опасный враг рейха. Коммунист. Учитывая предложение рейхсфюрера СС… вывесить объявления о вознаграждении за поимку Назарова и других сталинских вожаков-бандитов, по 250 тысяч марок за голову каждого».
Назаров действительно имел псевдоним Руднев, но был не полковником, а капитаном. Против бригады были брошены три армейских полка и полицейский батальон. Бригада несла потери в боях, но каждый раз выскальзывала из окружения. Отдельные разведчики нарывались на засады, погибали или попадали в плен, проходя через немыслимые пытки. Но сам «полковник Руднев» оставался для врага неуловимым.
Пришло время возвращаться из-за линии фронта. Психологическое и физическое напряжение во время годичного рейда сказалось на здоровье Назарова. В октябре 1944 года врачебно-экспертная комиссия рекомендовала руководству УНКГБ направить Александра Владимировича на санаторное лечение. Бригада к этой поре влилась в состав гнавшей врага на Запад Красной Армии. Ее же командир, подлечившись, продолжил работу в Калининском Управлении НКВД. В 1954 году он был переведен на должность заместителя начальника Кемеровского управления КГБ. С мая 1956 года Александр Владимирович – заместитель начальника, а с декабря 1957 года по сентябрь 1980 года – начальник Управления КГБ СССР по Ульяновской области. Но это уже другая страница его жизни.
Почти 45 лет А.В. Назаров преданно служил Отечеству, обеспечивая его безопасность. Был удостоен знака «Почетный сотрудник госбезопасности», награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями СССР, Болгарии и Монголии.
Скончался Александр Владимирович 13 февраля 1992 года. На доме №5 по улице Карла Либкнехта в Ульяновске, где проживал с семьей А.В. Назаров, установлена Памятная доска. Имя генерала занесено в Золотую книгу Почета Ульяновской области (посмертно). В музее УФСБ по Ульяновской области представлено немало документальных материалов, рассказывающих о жизни и деятельности А.В. Назарова, значительная часть биографии которого была связана с Калининской областью, куда он любил приезжать, чтобы вспомнить чекистскую молодость и встретиться с друзьями-ветеранами.
Валерий КИРИЛЛОВ, г. Тверь
Источник: газета «Советская Россия»