Последние статистические данные говорят о том, что темпы роста цен на продовольственные товары в нашей стране уже обгоняют официальную инфляцию. Если смотреть на отдельные категории товаров, то рост на них окажется еще выше: яйца 18%, крупы 20%, подсолнечное масло 26%, сахар 64%! Причем максимальный рост отмечен именно в наиболее бедных регионах, где люди сегодня вынуждены тратить основную часть своих доходов на еду.
Своим мнением о том, что происходит с ценами на потребительском рынке и тарифами на коммунальные услуги, в интервью порталу «Тверь24» поделилась известный экономист, политолог и блогер, советник Председателя ЦК КПРФ Маргарита Образцова.
— Маргарита, все мы помним, что Президент дал четкое поручение правительству о контроле и даже заморозке цен на некоторые группы продовольственных товаров. Однако уже сейчас большинство производителей открыто заявляет, что цены будут расти и расти существенно. Возможно ли в условиях современной российской экономики административно влиять на ценообразование или это очередное невыполнимое обещание правительства?
— Возможно, на работе правительства сказывается знаменитый эффект «обнуления». Если же говорить серьезно, то результативность его действий неуклонно стремится к нулю.
Мы наблюдаем рост цен, конца и края, которому не видно.
И это неудивительно, поскольку на него влияет совокупность экономических и политических факторов. Ряд из них вполне поддается государственному регулированию, но для этого нужна политическая воля и команда профессионалов, которые такие задачи могут и умеют решать.
Вместо этого, наше правительство привычно объясняет рост цен в России сложившейся ситуацией на мировых рынках. Дескать, производители повышают ценник до мирового, иначе им невыгодно производить в стране.
Не нужно забывать и о том, что в продуктовой рознице у нас повсеместно доминируют крупные торговые сети, 99% которых являются иностранными. А уж они свою прибыль снижать точно не будут.
Бензин и солярка также дорожают. Если в 2006-м году литр бензина стоил 18-19 руб., а бочка нефти $67, то сегодня фактически при такой же стоимости «чёрного золота» бензин подорожал до 48 рублей. Это также ведёт к росту,
в результате, на полках магазинов мы видим такие «запредельные» цены.
По сути, предпринятые правительством в последнее время меры к обещанной стабилизации цен так и не привели. И не могли привести. Ведь сейчас все отдано на откуп пресловутому «рынку», невидимая рука которого, якобы, сама все отрегулирует. Хотелось бы подчеркнуть, что на самом деле нужно вести речь не о стабилизации уже «раздутых» цен, а об их снижении.
Но ни того, ни другого не будет без кардинальной смены курса. Иначе интересы капиталистов так и будут превалировать над национальными интересами и интересами населения.
— С 1 января этого года отменили мораторий на штрафы и отключение услуг ЖКХ за неуплату. За время его действия долги населения успели значительно вырасти. Сегодня у многих российских семей не хватает денег на оплату коммунальных услуг, как решать эту проблему?
— Мораторий отменили, а коронавирус остался! Также, как и остались долги населения за услуги ЖКХ, а уже с 1 июля нас ожидает очередное повышение тарифов (в частности, по Тверской области оно составит 3,4%). Вот такая помощь населению от нашего правительства в период пандемии.
Если смотреть в корень проблемы, то сегодня у многих российских семей до 50-60% бюджета уходит на продукты питания и товары первой необходимости, а вторая по величине составляющая расходов — как раз ЖКХ.
Федеральный порог установлен на уровне 22% от дохода семьи, но как показывает практика, эти расходы бывают и выше. Даже в таком случае оставшиеся 18-20% семейного бюджета обычно уходят на первоочередные платежи, включая кредиты. На покупку товаров длительного пользования, я не говорю уже про поездку на отдых к морю, у среднестатистической российской семьи денег в бюджете просто не остается.
Реальное решение данной проблемы — в установлении предела платы за услуги ЖКХ в размере 10% совокупного дохода семьи и это один из ключевых пунктов в нашей программе «10 шагов к достойной жизни». Безусловно, все в экономике работает взаимосвязанно и поэтому нужно не только снижать расходы населения, но и четко регулировать тарифы на электроэнергию, топливо и транспортные перевозки. Только такой регулятивный механизм позволит обуздать рост цен и тарифов.
— Маргарита, у многих россиян сложилось мнение, что у нас одна из самых льготных систем налогообложения. С учетом изменений, которые начали действовать с этого года (13% НДФЛ базовый показатель и 15% НДФЛ на доходы свыше 5 млн. руб.), у нас действительно одна из лучших в мире налоговых систем?
— Отвечая на ваш вопрос скажу так: у нас самая лучшая система налогообложения для олигархов. Принятые изменения об увеличении НДФЛ до 15% богатеев не коснутся, поскольку их доход — не заработная плата, а дивиденды от акций и ценных бумаг, с которых уплачивается 13% налога.
Так что эти 15% лягут полностью на малый и средний бизнес, который и так задыхается от налогов.
Что же касается реального налогового бремени россиян, то здесь нужно учитывать как прямые, так и косвенные налоги. Из нашей заработной платы работодатель перечисляет от 13% до 15% НДФЛ, затем 22% уходят в Пенсионный Фонд РФ, на так называемую «бесплатную» медицину работодатель перечисляет 5,1% в ОМС, еще 2,9% забирает Фонд социального страхования. Итого получается 43-45%.
Прибавьте к этому ежегодные налоги на недвижимость, транспортный налог, земельный налог, различные акцизы и сборы, которые включены в стоимость товаров и услуг, и итоговая сумма уплачиваемых нами налогов значительно возрастет.
Но есть еще один косвенный налог, который платим мы все – НДС. Сегодня он рассчитывается по ставке от 10-20% в зависимости от категории товара. Именно этот налог, в частности, является одним из факторов, которые тормозят развитие российской экономики, делая дорогими товары и услуги для потребителя.
Наша принципиальная позиция, отраженная в программе «10 шагов к достойной жизни», заключается в том, чтобы отменить этот налог полностью! К примеру, в США такого налога нет, не было его и в СССР.
Меры по сдерживанию и снижению цен известны. Однако, чтобы их реализовать, нужно повышать роль государства в управлении экономикой. А для этого требуется смена курса на социально ориентированный.
Алексей Шляков специально для «Тверь 24»