Владеете единственным оставшимся имуществом и имеете долги перед государством? Готовьтесь потерять и его. Сегодня Верховный суд принял решение по делу Анатолия Фрущака, которое стало первым прецедентом, когда единственное жилье гражданина-банкрота может быть включено в конкурсную массу и продано с торгов.
Фрущак в судах с 2007 года — он задолжал порядка 8 миллионов рублей кредитору. По соглашению о разделе имущества он передал квартиру своей жене, та — общей дочери. Однако суды вернули квартиру в собственность должника, посчитав сделку недействительной. Стоимость квартиры — примерно 28 миллионов рублей.
В апреле 2017 года Фрущак, долг которого за это время вырос с 8 миллионов рублей вырос до 13, обратился в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Просьбу удовлетворили и начали «считать» имущество. В апреле же банкрот ходатайствовал об исключении из конкурсной массы квартиры, поскольку это его единственное жилье. Арбитражный суд Москвы, апелляция и кассация встали на его сторону. Получился некий иммунитет — в целях «сохранить необходимый уровень существования, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни».
Представители истца в Верховном суде заявили, что за 10 лет не было заплачено ни копейки, а сумма долга выросла почти вдвое. Они вовсе сообщили, что банкротство специально было инициировано Фрущаком, чтобы применить статью об имущественном иммунитете. Сторона Фрущака уверяет — злоупотребление ситуацией применяется исключительно в защитных целях, а ошибки ответчика являются элементарной правовой неподготовленностью.
После совещания судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ отменила акты нижестоящих судов. Обособленный спор отправлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Фрущак всё ещё может лишиться своей квартиры и создать всероссийский судебный прецедент.