В Твери периодически вспоминают о столетних домах во Дворах Пролетарки. Каждые 4-6 месяцев появляется какая-то новая новость и все слова в этих вестях одни и те же: дома разваливаются, проваливаются, скрипят перекрытиями, люди верят, надеются, ждут переселения, администрация и власти собираются, штрафуются, выезжают на место. Но в итоге не происходит ничего. «Тверь24» существует 5 лет — и все эти годы мы пишем и пишем о этих казармах Пролетарки, депутаты пишут обращения к властям, в прокуратуру, в департамент ЖКХ. Но всё остаётся в стабильной разрухи. Одна из таких точек — дом №45 корп.1 по улице Спартака. Это казарма бумагопрядильной и ткацкой фабрик Товарищества Рождественской мануфактуры П.В. Берга. Так она называлась в царские времена. В советское время — общежитие №45 фабрики им.А.П.Вагжанова.
В четырехэтажке 1908 года живут 150 семей, много детей и пожилых людей. Казарма мануфактуры Берга рушится на глазах — «плывёт» несущая стена, проседающая так, что наверняка рухнет весь дом. В квартирах уже зияют дыры и люди затыкают их ватными одеялами, тряпками и чем только нет. Потолки протекают. Дом имеет статус памятника архитектуры. И принадлежит дом одному хозяину — армянину по национальности. Который успел переругаться со всеми жильцами дома — и не сделать пока ровно ничего, чтобы людям помочь.
Здания — общежития Рождественской мануфактуры. Когда фабрику лихорадило и она переходила из рук в руки, общежитие отошло хозяину из Армении и до сих пор он является их собственником. Из трех корпусов (примерно 250 комнат) приватизировано всего пара десятков комнат. Взаимодействие между хозяином дома и его жильцами разрушено полностью и мирный договор невозможен. Это случилось по причине того, что хозяину дома выписываются гигантские штрафы за происходящее в коммунальной структуре дома, но вместо того, чтобы платить их самому, он просто разделяет сумму штрафа на жителей и фактически оплачивает штраф с них. Замкнутый круг: жалуешься — оплачиваешь штрафы сам и ничего не меняется, не жалуешься — живёшь как на бочке с взрывчаткой. Люди уже привыкли и редко «подают голос» — говорят «сейчас начнёшь вражду, в итоге будет только хуже».
Локального выхода в ситуации нет — только скорейшее принятия новой программы по строительству жилья для переселенцев и из этой казармы, и из домов во Дворе Пролетарки. Все жители дома №45 корп.1 стоят в очереди на получение жилья, но получать им его негде, жильё то не строится. И на этих словах следует ещё раз перечитать наш первый абзац.
Здание ещё можно признать аварийным (оно по сути таким и являются, но официально не признано) — тогда сотни семей просто выгонят на улицу. Всё это, а также ситуация в домах №47 и №122 во Дворах Пролетарки, в Морозовских казармах может закончится только двумя путями — или трагедией и большим пинком городской власти, или переселением семей в новые дома.
Первое сейчас намного реальнее.