Затронуть эту тему мы решили после звонка жительницы деревни Горохово Эммаусского сельского поселения Валентины Серовой. Она рассказала о неравной борьбе, которую почти два десятилетия простые люди ведут с бездушной чиновничье машиной.
Деревня Горохово находится на берегу Волги, совсем близко от Твери, рядом с поселком Эммаус. Под своим нынешним именем известна с XVII века, хотя в действительности живописные берега великой русской реки были в этом месте заселены еще древними славянами. Вошла деревенька в историю и ХХ века: от нее началось контрнаступление советских войск при битве за Москву. После войны люди заново отстроили свои дома, возделали поля. Воронки заросли травой и леском. Жители не только обустраивали землю, политую кровью их предков, но и берегли волжскую воду, которая на протяжении тысячелетий была их поилицей-кормилицей.
Перемены начались в 2000 году, когда новые «хозяева жизни» возвели себе три дома на берегу, отгородив своими заборами Волгу от людей. Жители начали писать во все инстанции с просьбой пресечь самозахват прибрежной полосы. Вначале казалось, что их услышали. Природоохранная прокуратура возбудила судебное разбирательство, и суд даже вынес справедливое решение о сносе незаконно возведенных домов. Вот только исполнять судебные решения никто не собирался. Поэтому дома и по сей день спокойно стоят, а их владельцы простерли свои владения до самой воды.
Этот случай положил начало неравному противостоянию коренных жителей, вдов Великой Отечественной войны, ветеранов и властей всех уровней и мастей.
Старожилы просили отдать землю вокруг деревни им в коллективную аренду, чтобы создать памятное место с установкой мемориальной доски в честь событий 1941 года. Чинуши отвечали: «Пойма реки Волги является традиционным местом общественного отдыха жителей г. Твери, п. Эммаус, д. Горохово и Пасынково, поэтому земля не может быть передана в аренду, так как при этом будут ущемлены права других людей».
И кто же эти люди? А, например, г-н Сацюк, занимавший в то время должность главы администрации Эммаусского сельского округа. По иронии судьбы, жители деревни вынуждены были подавать заявления об аренде на его имя. Как впоследствии установила прокуратура Калининского района, «заявления 2003 — 2004 годов от жителей в администрации не сохранились», а В.В. Сацюку в 2005 году был выделен участок площадью 2500 кв. м, который он в 2007 году продал некоему И.И. Сельвесюку. Что это, как не использование служебного положения? Но районная и областная прокуратуры ничего в этом факте не нашли.
В последующие годы тайное выделение участков неизвестным людям продолжилось. Жителям обещали проведение аукционов, в которых могли бы участвовать и они. Но аукционы не проводились, а новые владельцы участков появлялись. Происходит это при полной осведомленности не только правительства Тверской области, но и прокуратур всех уровней, Роспотребнадзора и Росприроднадзора, которые согласовывают выделение участков под жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства в водоохранной зоне.
В этой истории удивляет не только позиция нечестных чиновников, игнорирующих местное население, но и несовершенство законодательства. Взять хотя бы Водный кодекс, который разрешает «проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию хозяйственных и иных объектов в водоохранной зоне».
Конечно, закон имеет оговорку: «при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод». На деле власти игнорируют это условие. Росприроднадзор по Тверской области так и пишет, что, мол, «ч. 17 ст. 65 Водного кодекса не запрещает строительство жилых домов и создание личных подсобных хозяйств в границах прибрежных защитных полос». Запрещены-де только распашка земель и выпас скота.
Но любому разумному человеку понятно, что вокруг частного дома и участка, выданного под ведения личного подсобного хозяйства, будет огород, а значит, распашка. И канализационные стоки окажутся в Волге, ведь очистных сооружений в наших деревнях никто не строит. И по Волге с каждым годом все больше течет фекалий.
Полная безнаказанность, круговая порука, хищническое отношение к природе, высокомерное, издевательское отношение к людям и их просьбам — вот какие методы работы власти отмечают жители.
Валентина Серова — волчица со стажем. Я лично в 1994-1995 гг. работал в её фирме «Сирень» и в фирме её дочери «Афина». Над персоналом издевались, её дочь заставила свою же беременную подругу в 1 день уйти с фирмы. Дом в Горохово, в котором Валентина Серова сейчас живёт также в начале 1990-х гг. был незаконно построен в прибрежной зоне р. Волга. Сейчас как-то забылось. А тогда никто не решился противоречить крыше от зятя.