Многострадальный фонд капитального ремонта Тверской области не устает давать поводов для критики. Журналисты «Тверь-24» уже рассказывали о подозрительных аукционах по подбору подрядных организаций. На этот раз нас заинтересовало: как в течение последних нескольких лет исполнялась программа капитального ремонта Тверской области, сколько денег поступает от жителей в общий «котел» и как они расходуются?
В марте этого года депутаты Законодательного Собрания Тверской области попросили регионального оператора отчитаться о реализации краткосрочных планов региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории региона, начиная с 2014 года.
Информация, которую предоставил областным парламентариям генеральный директор тверского Фонда капремонта Владимир Крылов, вызвала массу вопросов. Первый из них: почему на счете регионального оператора за это время скопилась сумма средств, значительно превышающая сумму денег, потраченных на ремонт.
Проще говоря, денег от жильцов МКД в фонд поступает много, а домов ремонтируется мало. Например, в 2016 году на счетах фонда было 1,6 млрд рублей, но работ выполнили лишь на 300 миллионов. К концу 2018 года региональный оператор накопил порядка 3 млрд. 289 млн. рублей, а домов, начиная с 2014 года, отремонтировали всего на 1 млрд. 200 млн. рублей.
Помнится, пару лет назад на одном из селекторных совещаний руководитель Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин заявил, что в Тверской области «безобразное состояние фонда капитального ремонта. Собираемость платежей — одна из лучших в стране, исполнение программы — худшее».
Деньги, внесенные на капремонт, пока используются в нашем регионе позднее, чем поступают, на год и более. Сейчас в фонде капремонта лежат средства, собранные еще в 2017-м. Согласно плану, в семнадцатом году должны были капитально отремонтировать 301 МКД, а удалось всего 88. Выполнение программы – смехотворные 29 процентов.
Почему Фонд годами копит собранные средства? Наверное, потому, что деньги плательщиков руководству Фонда выгоднее «прокручивать» в банках, получая с этого неплохие проценты. По закону, проценты с банковского депозита регионального оператора должны возвращаться в общий областной котел для проведения ремонта домов. Однако в ряде регионов России правоохранительными органами уже выявлялись случаи, когда Фонд капремонта расходовал полученные проценты на свои административно-хозяйственные нужды. И никого не смутило, что эти деньги, по сути, являлись средствами собственников.
По итогам работы тверского ФКР за 2018 год собираемость взносов на капитальный ремонт в Тверской области повысилась на 10% и составила 93,3%. Чиновникам Фонда есть чему радоваться – вот уже не первый год через их руки проходят миллиарды рублей, распоряжаться которыми можно практически бесконтрольно. А вот у жителей поводов для радости куда меньше: социальные сети и тематические форумы пестрят вопросами о том, как вычеркнуть свой дом из программы капитального ремонта. Это и понятно, ведь некоторым МКД капремонта придется ждать десятилетиями, и те жильцы, которым сегодня по 60-70 лет могут до него банально не дожить. Выходит, пожилые люди безвозмездно дарят свои деньги региональному оператору. Кстати, как говорят эксперты, средств, собранных с одной типовой «панельки» за 6–8 лет, с учетом накопленных за это время процентов, хватит не то, что на капремонт, а на строительство такого же нового дома.
Следующий вопрос, на котором хочется заострить внимание – содержание Фонда. За 5 прошедших лет на это было потрачено 220 миллионов рублей. В этом году содержание организации увеличилось на 10 миллионов. Шутка ли, годовой бюджет организации, от силы насчитывающий 50 человек, составляет 56 миллионов в год! Это сопоставимо с бюджетом какого-нибудь небольшого муниципального образования в Тверской области.
Возможно, этих денег и не было жалко, если бы ФКР с усердием демонстрировал высокое качество ремонтных работ и неусыпно-строгий надзор за подрядчиками. Но пока и то, и другое оставляет желать лучшего. Например, год или два назад почти анекдотичный случай произошел при ремонте одного из домов в Зубцове: в смете подрядчиком оказались заложены башенные краны, которых там на самом деле не было и быть не должно. А сумма-то за краны «на бумаге» получилась приличная! Хорошо, что проявили бдительность сами жильцы, но куда смотрело руководство ФКР, заключая контракт с подрядчиком? В Старице нашим журналистам рассказывали, что для ремонта кровли Фонд вместо профессиональных строителей нанимал местных алкоголиков – каждая такая бригада работала до первой получки и исчезала, на смену приходила другая – такая же. В итоге ремонт крыши, сроком окончания которого значился декабрь 2018 года, растянулся практически на всю зиму
Да и зачем региональному оператору стараться, если система в любом случае сработает безотказно: месяц прошел – денежки от законопослушных граждан капнули в Фонд…