В предыдущей публикации мы рассказывали о том, какие невероятные «хотелки» в сфере демографии выдвигают городские и областные чиновники. Но эти «хотелки» увидели свет вовсе не потому, что в администрациях работают сплошь дурачки или фантазеры. Нет, здесь не обошлось без воли начальства. А что это значит? Если высокое начальство прикажет посадить картошку на Луне, то исполнительные чиновники не будут доказывать ему (начальству), что это экономически невыгодно, а по факту — абсурдно. Нет, исполнители подготовят проектно-сметную документацию на строительство космической ракеты, затем предоставят дорожную карту по устройству на естественном спутнике Земли кислородной атмосферы, ну уже напоследок — пошаговую инструкцию по завозке земного грунта, семян и удобрений. Откуда взять на это средства — забота начальства. Скорее всего, ниоткуда. Но это уже не головная боль исполнителей.
В случае с выполнением Стратегии-2035 мы видим ту же картину. Нужен триллион рублей. А откуда их взять? Пусть эту проблему решает губернатор. Так же как он решил с Речным вокзалом или Тверь-Сити. При этом сами городские чиновники особенных иллюзий по этому поводу не питают. Хотите доказательств? Пожалуйста.
К нам в руки попал ответ Алексея Валентиновича Огонькова от 25.10.2017 года на обращение тогдашнего Главы города Твери (и по совместительству председателя Тверской городской Думы) А.Б. Корзина о муниципальной программе по улучшению демографии. Судя по тексту ответа, Александр Борисович настаивал на разработке комплексной муниципальной программы, направленной на улучшение демографической ситуации в городе Твери, а также предлагал установить целевой показатель в 500 тыс. человек к 2021 году.
Ответ Алексея Огонькова предельно откровенен и абсолютно понятен. Он объясняет, почему городскими властями не может быть принята такая комплексная программа (подробнее вы можете прочитать об этом внизу на сканах документах), а также информирует о Плане мероприятий по улучшению демографической ситуации в городе Твери на 2014-2018 годы. При этом Алексей Валентинович немного лукавит, приписывая положительную динамику роста населения в 2016-2017 гг. за счет реализации данного Плана. Конечно, свою роль сыграла инерция положительной экономической конъюнктуры в стране, о чем сам глава администрации и пишет чуть выше.
Так что у нас с показателями демографического роста в областном центре в тот период? Действительно, в 2014-2016 годы Тверь переживала относительный подъем, в среднем численность населения росла на 2,5 — 3 тыс. человек ежегодно. Но с углублением экономического кризиса демографический рост начал замедляться, и за 2018 год, по данным Тверьстата, население Твери выросло всего на 400 человек. А если убрать отсюда миграцию и оставить только показатели рождаемости-смертности, то окажется, что население областного центра, по сути, уменьшается. Если брать данные по региону, то за год население Тверской области сократилось на 7 тыс. человек.
Но в своем ответе в 2017 году Алексей Огоньков оперирует еще довольно-таки оптимистическими данными. И все равно он, оценивая перспективы развития демографической ситуации на долгосрочный период, указывает, что смертность населения (учитывая возрастной состав жителей) может повысится от 6,0 тыс. до 6,12 тыс. в год, а рождаемость составит 5,3 — 5,5 тыс. детей ежегодно. Алексей Валентинович здесь не страдает иллюзиями, он понимает, что без повышения миграции невозможно достигнуть значительного рост населения областного центра.
И, естественно, он отвечает недалекому Александру Борисовичу, что при этих условиях невозможно достичь целевого показателя 500 тыс. человек к 2021 году. Мало того, при оптимистическом варианте развития событий он готов был спрогнозировать рост численности населения к 2021 году до 430-431 тыс. человек, но мы с вами понимаем, что и этот показатель более чем фантастичен.
На самом деле, даже при сохранении уровня роста населения 2,5 — 3 тыс. человек в год, население Твери выросло бы до 500 тыс. человек лет за 30, то есть даже не к 2045 году. А если взять за точку отсчета, рост населения за 2018 год (392 человека), то для достижения полумиллионной отметки областному центру понадобится около двух веков. И это реальные цифры, а не «хотелки» губернатора.
Почему же в 2017 году Алексей Огоньков понимал реальную демографическую ситуацию в столице Верхневолжья, а сейчас грезит нереальными цифрами, никак не опирающимися на статистику? Он верит в то, что город получит триллион рублей на реализацию Стратегии-2035? Или что строительство двух мостов даст резкий толчок к деторождению? Или что мигранты из Москвы валом повалят в Тверь, когда там наконец-то отремонтируют ливневки и построят 4 вертодрома? Ему не мозолят глаза сентенции из его «Стратегии», что в Твери в 2018 году «опережающими темпами росла заработная плата»?.. Он понимает, что это вообще не смешно?
На самом деле, тут немногое зависит от самого Алексея Валентиновича. В стране принят и действует национальный проект «Демография», да и главный региональный барин ратует за то, чтобы количество душ прирастало, чтобы народец плодился и размножался по заветам отцов… Так что вот вам, дорогое начальство — план построения коммунизма до 2035 года. «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе», а в остальном — благодать…