Уже 3 июля Тверская городская Дума будет рассматривать на своем очередном заседании вопрос о внесении изменений в Генеральный план города. Поскольку в принятии решения заинтересовано областное правительство, то нет никаких шансов на то, что он будет отвергнут «единороссовским» большинством. И это весьма печально, поскольку, с нашей точки зрения, новая редакция Генплана внесет свою лепту в процесс разрушения исторического облика города Твери.
Сначала немного математики. В техническом задании к муниципальному контракту на разработку изменений в Генеральный план города присутствует 134 пункта. В окончательном документе, который будет рассматривать Тверская городская Дума, таких изменений более 300. Теперь вопрос — кто их разрабатывал? Если омский подрядчик, то интересно, на каком основании? И значит городу придется доплачивать за дополнительно проведенные работы? Если это сделано в Твери, то все эти изменения должны быть согласованы с подрядчиком. А они согласованы? И почему их сразу было нельзя внести в техническое задание? Что там такого секретного? Ведь изменений так много, что по сути депутатам предлагается новая редакция Генплана.
Нам сложно было разобраться со всем массивом данных, но по сути речь идет об изменениях в градостроительном зонировании. Например, территория «Мелькомбината», которая всегда находилась в производственной зоне, предлагается перевести в жилую зону. Значит ли это, что после окончания истории с банкротством предприятия, эту территорию продадут под многоэтажную застройку? Можно ли сказать, что большинство изменений, не включенных в техзадание, выполнено в интересах застройщиков? Положа руку на сердце, мы пока не можем этого сделать. Но обилие вопросов без четких ответов, как минимум, настораживает.
Куда печальнее история с зонами охраны объектов культурного наследия. Их просто никто не разрабатывал и не согласовывал. Их не было и в 2012 году, когда принимался новый Генеральный план города. Принимался в спешке, без особых раздумий, потому что надо — без актуального Генплана ни в одну федеральную программу не попасть. Но тогда в качестве временной меры было принято решение считать за действующие еще советские охранные зоны. А сейчас? Не жили богато, не будем начинать?
На самом деле этот вопрос была задан представителю Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области на профильном комитете Тверской городской Думы. Ответ был лаконичным: город Тверь не является историческим памятником, ничего согласовывать не нужно. Подождите, но ведь в областном центре существует перечень объектов культурного наследия регионального значения. Если не ошибаемся, их более ста в этом перечне. А недавно отреставрированный Императорский дворец в Твери — это не объект культурного наследия, его не нужно охранять?
Депутаты попросили представителя управления предоставить подробный ответ в письменном виде, чтобы убедиться, что они все правильно поняли, но мы не уверены, что такой ответ действительно будет направлен в Тверскую городскую Думу. Ведь по сути он означает, что строить можно что угодно и где угодно, достаточно внести нужную строчку в Генеральный план города. А еще он означает, что можно красить памятники черным или «обновлять» гранитные парапеты мостов серой краской. Все можно, если начальство прикажет. Или мы неправильно поняли?