Российские железные дороги отменяют поезда дальнего следования десятками, пригородные — сотнями, часть составов переводят с круглогодичного на сезонный режим работы и объясняют всё это финансовыми трудностями. У народа, лишенного возможности передвигаться из точки А в точку Б, «рельсовые» нововведения вызывают бурю негодования, а у экспертов – неподдельную тревогу.
Не так давно на канале «Заповедная магистраль» был опубликован материал «Исчезающая Россия. История на примере отмены поездов и вымирания населения Тверского края».
Автор публикации детально проанализировал ситуацию с пассажирскими поездами на железнодорожной линии Бологое-Полоцкая, являющейся северо-восточным участком Бологое-Седлецкой железной дороги, связывающий Бологое, Осташков, Торопец с Великими Луками и Полоцком.
Эта линия изначально задумывалась как стратегическая железная дорога из центра на запад страны. Регулярное движение поездов было открыто в 1907 году. Дорога была сооружена основательно: помимо непосредственно железнодорожной инфраструктуры вдоль линии были также построены жилые дома, погреба, ледники, колодцы. Вся дорога выполнена в едином архитектурном стиле, благодаря чему она представляет историко-культурное значение как памятник деревянного зодчества, большая часть которого сохранилась до наших дней.
В годы Великой Отечественной войны линия подвергалась мощным бомбардировкам, испытала на себе все тяготы, связанные с проведением Ржевской битвы и Великолукской операции.
В настоящее время линия является малодеятельной: в день по дороге проходит один-два пригородных поезда малой составности.
А вот во времена СССР 70-80-х, о которых вспоминает автор статьи «Исчезающая Россия…» Алексей Алексеев , движение на этой линии было чрезвычайно напряженным: по всей дороге сплошным потоком шли нефтеналивные поезда на Латвию в порт Вентспилс, а оттуда в большом количестве обратно возвращался порожняк. Что касается пассажирских перевозок, то их пик на Бологое-Полоцкой пришёлся на 1989 год, когда летом, дополнительно, ходили ещё два поезда: Осташков-Калинин (нынешняя Тверь) и Осташков-Ленинград. Люди более старшего поколения могут ещё припомнить, ходивший здесь когда-то через Осташков, пассажирский поезд Киев-Мурманск.
К 1990-му году на всем протяжении линии была установлена очень высокая скорость для неэлектрифицированого участка на теплотяге — 90 км/ч (сегодня из-за плохого состояния пути, в связи с сокращением расходов на ремонт и содержание инфраструктуры, скорость на участке Бологое-Великие Луки ограничена до 60 км/ч, а на отдельных промежутках всего не более 40-50 км/ч. ). И поезда не отставали от графика, во-первых потому, что линия использовалась как испытательный рельсовый полигон, и во-вторых на ней работали отличные специалисты.
Однако с началом перестройки и последующим распадом СССР транзитное и внутреннее грузовое движение на линии Бологое-Полоцкая прекратилось. В значительной степени пострадало и пассажирское движение, связывающей между собой несколько районов Тверской области.
Вот как это всё описывает автор «Исчезающей России» (публикуем с сокращениями):
«В былые времена здесь всегда ходили две, летом — три пары пассажирских поездов в сутки, то сейчас
В 1950-х годах фирменный поезд №45 «Селигер» Москва-Осташков шёл через Бушевец и Фирово.
Издавна, путь пассажирского поезда из Осташкова на Москву проходил через Селижарово и Торжок. Вначале это был поезд №65/66, затем 665/666, а с 1999 года по просьбе многочисленных туристов, не желающих ездить на поезде из «дьявольских» шестёрок, ему присвоили номер 603/604.
После начала нулевых, руководители Октябрьской железной дороги и ФПК долго и упорно на протяжении многих лет пытались всеми силами отменить этот поезд, где он оставался единственным средством сообщения.
Местным жителям и туристам, у которых он пользовался популярностью, «московский» удавалось все же отстоять. Но в конечном итоге антигуманным планам по отмене поезда №603/604 сбылось свершиться и 15 марта 2015 года отправился последний поезд из Осташкова в столицу нашей Родины. В последние годы курсирования он ходил под номером №683/684.
Так в одночасье старинный уездный город Осташков и туристический Селигер полностью лишились железнодорожного сообщения с Москвой. А местные жители из труднодоступных уголков на селижаровской линии Торжок-Соблаго потеряли (где нет других дорог кроме железной) средство регулярного сообщения с цивилизацией.
Трехвагонный поезд №653/654 Осташков-Торжок, прозванный «снежинка» якобы потому, что он короткий и, как снежинка, мелькает зимой в пространстве леса среди деревьев, остаётся после отмены «московского» последним средством сообщения на селижаровской линии.
Давно уже утратив свой гордый трехзначный номер поезда дальнего следования (как и количество вагонов в его составе, сократившееся всего до одного), сегодня он курсирует под номерами №6955/6956 от Осташкова до Кувшиново всего два раза в неделю, понедельник и пятницу. Утром он отправляется из Осташкова, а вечером в тот же день приходит обратно.
Таким образом, на участке Кувшиново-Торжок сегодня полностью прекращено всякое пассажирское сообщение по железной дороге. Благо там параллельно железной дороге проходит автомобильная трасса Осташков-Торжок.
С 1995 года по линии на участке Осташков-Бологое по чётным дням ходил «вагончик» — поезд из одного классного пассажирского вагона с тепловозом. Летом к нему прицепляли дополнительно второй вагон.
В последние годы своего существования до 2014г. курсировал под номером №6676/6675. Осенью в период поспеванию на болотах клюквы был битком набит ягодниками и грибниками, существенно облегчая жизнь местному населению.
Сегодня этот поезд все же остался в ходу и курсирует под номером 5002/5001 в четверг и воскресенье. Пассажиров при этом не берёт. Парадокс, но гонять пустой вагон с тепловозом в Бологое на техническое обслуживание это выгодно, а брать по дороге хоть и немногочисленных пассажиров по тому же маршруту убыточно. Вот где логика?
На участке Великие-Луки — Назимово долгое время курсировала так называемая «гонялка», пригородный поезд с одним вагоном и тепловозом.
В настоящее время этот поезд отменён, сообщение между Великими Луками и станцией Назимово возможно поездом №6693/6694 или по грунтовой автомобильной дороге.
Поезд сообщением Бологое-Великие Луки и встречный именуют в этом краю «горбатым» (после войны этот поезд состоял из трофейных немецких вагонов разных по высоте, которые и напоминали горбы). Сегодня одна пара этого пригородного поезда ежедневно курсирует всего раз в сутки на данном участке под номерами №6691/6692 на отрезке Бологое-Осташков и под номерами №6693/6694 от Осташкова до Великих Лук. Количество оставшихся вагонов в его составе всего два.
А когда-то ещё в 90-х прошлого столетия это был скорый поезд №291/292, курсировавший в составе 7-8 вагонов, в том числе один из них был вагон-лавка, развозивший хлеб по линии людям, живущим вдоль неё.
На зимнем графике по понедельникам и средам на участке Осташков-Великие Луки сообщения нет, но «подгонка» (тепловоз и два вагона) курсируют, перевозя воздух, а не пассажиров».
«При этом Бологое-Полоцкая до сих пор остаётся единственным средством сообщения во многих местах Тверской и Псковской областей», — резюмирует автор. Ведь другие нормальные дороги, связывающие здешние населённые пункты с остальным миром – увы, отсутствуют.
«Предпосылок к улучшению ситуации, к сожалению, нет. Федеральные власти полностью игнорируют политику развития регионов, которая напрочь отсутствует сегодня по всей России», — как приговор звучат последние фразы статьи.
Согласимся с автором: РЖД действуют сегодня «методом рубильника», сокращая ряд убыточных поездов и графики курсирования значительного количества составов. По сути, компания занимается модным нынче в стране процессом — оптимизацией внутренних издержек. А за счёт кого она у нас обычно происходит? За счёт людей! В данном случае как бы за счет поездов, но, как ни крути, всё равно получается за счет людей, лишившихся права передвигаться привычными и удобными маршрутами.
Основная причина, которую указывают в ответах на запросы об отмене поездов пассажирские компании-перевозчики — это спад пассажиропотока, что совсем неудивительно в регионе, который впал в глубокую социально-экономическую депрессию. Например, в той же статье «Исчезающая Россия…» указывается, что за два последних года население в Осташкове сократилась почти на тысячу. Думаем, не намного лучше положение обстоит и в других городах Тверской и Псковской областей, по которой пролегает Бологое-Полоцкая линия.
Что же получается? Недополучая прибыль, а точнее – работая себе в убыток на малонаселённых линиях, РЖД просто уводит поезда с рельсов. Ну, а люди, которые пока ещё живут в населённых пунктах вдоль таких железнодорожных линий, оказываются брошенными на произвол судьбы.
Впрочем, стоит ли сваливать все проблемы социальных перевозок исключительно на РЖД? Для того чтобы в этом сегменте начались реальные улучшения, государство должно обеспечить безубыточность пассажирских перевозок для пригородных компаний. Именно так функционирует пригородный комплекс в большинстве развитых стран, где продолжают курсировать поезда, несущие социальную функцию.
Ну, а тем временем в России 21-го века, которая вроде бы жаждет сравняться с развитым миром, умирают железнодорожные ветки, по которым ходили поезда даже во времена войны и страшных бомбёжек…