Обычно мы не освещаем события религиозной жизни, поскольку считаем, что вера — это глубоко личное переживание человека, в которое лучше не вмешиваться. Но религиозный скандал, который недавно произошел в Твери, вышел далеко за пределы личного и приобрел политический характер. Мы имеем в виду конфликт между «реформаторами» и «традиционалистами», произошедший на фоне споров о том, на каком языке служить литургию — на церковно-славянском, как сейчас, или на русском, как предлагают «новаторы». Конечно, мы здесь сильно упрощаем ситуацию, поскольку конфликт в среде православной общественности намного глубже, но непосредственным поводом для конфликта был именно вопрос языка.
В начале февраля в Твери была назначена международная научно-практическая конференция по истории православных братств. Православные братства — это особый исторический тип добровольного объединения православных мирян при приходских или монастырских храмах. Правда, еще на Архиерейском соборе 1994 года патриарх отметил уклонение православных братств как в радикальный консерватизм, так и в чрезмерно реформаторский подход к принципам устроения церковной жизни и негативный фактор их коммерциализации. Одно из самых известных подобных объединений — Преображенское содружество малых братств, основанное Георгием Кочетковым. Многие православные, включая священников, называют последователей Георгия Кочеткова сектантами, считая, что они отделяют себя от Церкви.
«Богослужение на русском языке – это лишь первая часть огромной программы по модернизации Церкви подготовленная Г. Кочетковым и его адептами. Если не поставить им заслон, мы не узнаем Церковь, в которую мы пришли когда-то. За русификацией и выборным священством придет женский епископат и служение гомосексуалистов, в то, чем богат любимый ими Запад.» — Так 1 февраля написал на своей станице в facebook отец Георгий, настоятель церкви святого Великомученника Никиты в Твери. Тут нужно понимать всю тонкость ситуации, ведь сам Митрополит Тверской и Кашинский Савва благословил служить литургию на русском языке в кафедральном Воскресенском соборе, а протоиерея Вячеслава Баскакова, настоятеля православного храма в клинике им В.П. Аваева — произнести проповедь о православных братствах. Информацию же о проведении международной научно-практической конференции по истории православных братств размещена на официальном сайте Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви.
Кстати, одни из организаторов конференции являлся Владимир Лавренов, известный тверской историк, преподаватель Тверского госуниверситета, заместитель председателя Геральдической комиссии при губернаторе Тверской области. Он не скрывает своих монархических взглядов, помимо этого известен тем, что в свое время в составе инициативной группы обратился в комиссию по топонимике при администрации города Твери с предложением переименовать улицу Советскую в улицу Миллионную, а также снести памятник Ленину в центре Твери и заменить его памятником Екатерине II. На сайте епархии указано, что «в конференции примут участие историки, культурологи, краеведы, социологи, богословы и другие специалисты, в поле исследовательского интереса которых находится феномен православных братств и близких к ним церковных объединений и союзов«.
Но к этой конференции мы еще вернемся, а пока обратимся к скандалу, который ожидаемо разразился вокруг служения литургии на русском языке. Ведь против подобных нововведений выступил не только отец Георгий, а многие тверские батюшки и прихожане. Негативный фон был настолько резким, что от служения литургии в Воскресенском соборе на русском языке отказались, она как обычно прошла на церковно-славянском. На русском языке только прочитали Евангелие, но от скандала это все равно не спасло. Накануне в соборе начали раздавать листовки об опасности «кочетковской секты», а во время литургии у входа в собор состоялся стихийный митинг протеста, который тщетно пытались разогнать клирики собора, пугая собравшихся тем, что те нарушают российские законы и проводят несанкционированное массовое мероприятие. Дело дошло до вызова полиции. Несколько сотен мирян подписали прошение на имя митрополита Саввы, требуя прекратить «модернизацию» богослужения и осудить «кочетковщину». При этом сам митрополит не служил и вообще покинул город.
К слову, на митинге у стен собора, на котором очень экзальтированно выступил неизвестный пожилой человек (судя по всему — бывший священник), прозвучала довольно-таки резкая критика в адрес митрополита. Что в православном кругу вообще-то не принято. Да и вообще эту инициативу митрополита, мягко говоря, не оценили даже сами священники. Вот так высказался в facebook известный тверской священник, настоятель церкви в честь блаженной Ксении Петербуржской Сергей Дмитриев: «Что-то за Церковь сильно ратуют люди нецерковные. Может с мыслью «вот будет на русском, и мы (я) придем»? Увы, если Господь не вразумит, не придут. Так, потереть в инете тему. О. Георгий молодец, честно позицию отстаивает. И это позиция многих именно церковных людей, не относительно языка, а по поводу реформаторов вдруг сильно активизировавшихся. Но если архиерей ориентируется и опирается не на клир и прихожан храмов, а на полсотни братчиков-реформаторов, то это кроме как попыткой церковной революции не назовешь. И с кем он останется? Эти ребята всё равно будут параллельно существовать, он для них инструмент«. Комментарии, полагаем, излишни.
Среди священников, активно поддержавших языковую новацию мы можем назвать только протоиерея Вячеслава Баскакова, но он и раньше был известен как сторонник литургии на русском языке, о чем неоднократно и писал в социальных сетях. Молва причисляет его к «кочетковцам», но мы не сторонники навешивания ярлыков. В защиту реформы выступили и представители нецерковной общественности. Особенно ярко выступила главный редактор еженедельника «Караван Ярмарка» Мария Орлова, которую возмутило поведение «традиционалистов», превративших Тверь в «оплот мракобесия». Она обрушилось на их головы: «В соборе могли служить явные содомиты, и уже точно, мздоимцы — это никого не смущало. А тут нынешний архиерей начал диалог с прихожанами, и прихожане решили высказать ему всю накопившееся у них во головах «богословие».» Вопрос литургии на русском языке для главреда «Каравана» это вопрос осмысленности веры, а не ритуала. «Православные всего мира служат на национальных языках, и только русские считают свой язык недостойным быть языком богослужения, используют искусственный язык, созданный Кириллом и Мефодием на базе староболгарского.» Понятное дело, что такая позиция наткнулась на острую отповедь со стороны тверских батюшек.
Впрочем, продолжение скандала не заставило себя долго ждать. Сначала Тверской госуниверситет внезапно отказал в проведении конференции по истории православных братств. По слухам, губернатор Тверской области Игорь Руденя очень настоятельно «попросил» об этом и.о. ректора Людмилу Скаковскую. Забавно, что на сайте епархии до сих пор висит восторженный комментарий декана исторического факультета ТвГУ Татьяны Леонтьевой: «Воспоминания современников, исследования историков православных братств говорят о необыкновенной духовной атмосфере, царившей в братствах, ставших в XIX веке настоящим явлением нарождающегося гражданского и церковного общества, которое силой веры, заботой и ответственностью стремилось показать путь преобразования России на основе христианского единства, свободы и братолюбия». Ну, по крайней мере, с единством пока не заладилось.
Зато свой инсайд по этому поводу выложил реформаторский телеграмм-канал «Батюшка Лютер» под заголовком «Кто стоит за волнениями в Твери». По мнению канала, «за акцией по срыву русскоязычного богослужения в кафедральном соборе города, а также за внезапным и необоснованным отказом тверского университета в предоставлении помещения для проведения запланированной конференции (за час до начала мероприятия) стоят патриотические организации «Двуглавый орел» (на сайте общества его председателем числится олигарх Константин Малофеев, зампредседателя — генерал-лейтенант Леонид Решетников) и «Сорок сороков», а также настоятель тверского собора и его папа-благочинный«. Правда, эту информацию тут же опроверг священник Вячеслав Баскаков: «Председатель Тверского отделения «Двуглавого Орла» мне сейчас сказал, что Общество не имеет отношения к вчерашней провокации. А если и были члены Общества -прихожане собора- то они выступали как прихожане, частные лица«. Вот такая запутанная история.
через несколько дней
Но и это еще не конец. В Воскресенском соборе Твери сняли и куда-то увезли табличку(фото выше), установленную 2 февраля в память о православном братстве Святого князя Михаила Тверского. Судя по всему, и она оказалась «сектантской». Все тот же отец Вячеслав высказался на это счет более чем эмоционально: «Пишут, что на Украине надругались над мемориальной доской маршалу Жукову. В Твери — над мемориальной доской памяти братства св. Михаила Тверского. Мне стыдно за всё это«. Так что политика лезет во всей этой истории из всех щелей. Конференцию все-таки провели в другом месте (на фото ниже), подписи против «кочетковцев» и «реформаторов» собрали, но осадочек остался. Да и не просто осадочек, а целые ледниковые отложения. С предчувствием, что и это еще далеко не финал.
Нам не хочется вставать ни на одну из сторон в этом конфликте, да и не наше это дело. Пусть в этом разбираются те, кто с самым серьезным видом рассуждают о» христианском единстве, свободе и братолюбии». Единственная оценка, которую мы себе позволим, связана с непониманием мотивов и целей многих участников этого конфликта. Ведь православные «реформаторы» свои нововведения предлагают якобы для того, чтобы приблизить Церковь к людям, сделать ее понятной широким слоям населения и тем самым повысить её популярность, а что мы видим на примере таких скандалов? Отторжение, даже среди многих верующих. Неужели нельзя было спрогнозировать подобное развитие ситуации в Твери? Ведь неприятие русскоязычной литургии выплеснулось в соцсети задолго до указанных событий. А если все-таки понимали и прогнозировали, то тогда все это зачем? Оставим пока этот вопрос без ответа.
Ну, и конечно, сложно не упомянуть в этом контексте митрополита Савву. Ведь именно с его благословения должен был проводиться этот «эксперимент». Ну а когда вдруг «запахло жареным», архиерей внезапно уехал в отпуск. Все это выглядит, как минимум, странно и очень напоминает какую-то внутрипартийную борьбу, нежели отношения в православной общине. Ну а мы как всегда продолжаем наблюдать за ситуацией и информировать о развитии событий наших читателей.
Всё должно проводиться на РУССКОМ языке! Почему татары не стесняются проводить богослужения в Казани на татарском.? А кто мы? Иваны не помнящие своего языка?
а сейчас на каком проводятся??
На старославянском, чтобы непонятно было. Иисус вообще не говорил на славянских языках, на еврейском, но это ведь не мешает никому.
так Вы не понимаете язык Ваших предков? зато понимаете массу заимствованных слов из татарского, английского, французкого, немецкого и тд, которыми изобилует современный русский язык? Так, кто Иван не помнящий родства?
Иван, Вы все верно написали, церковнославянский это наш родной церковный язык. Люди не страшатся сложностей изучать языки — английский, даже японский учат без особой крайней на то нужды, а свой родной, святой язык церковный, красивый, возвышенный и поэтичный им сложно изучить. Всё это, на самом деле, против самой Церкви задумано на Западе, и не секрет, кто кочетковцев финансировал с 90-х годов.
Вот как раз Иваны не помнящие родства и не знают церковнославянского языка, языка на котором наши предки 1000 лет молились в храмах…
Вот как раз Иваны непомнящие родства и не знают церковнославянского языка, на котором наши предки 1000 лет молились в храмах…
Всем известно от кого эти «реформаторы» получают гранты и другую материальную поддержку. И почему их лидеры регулярно выезжают в Рим на «конференции» и «семинары», возвращаясь с новыми инструкциями от реальных режиссёров этого процесса…
Всё в кучу гранты, не помнящие языка, режиссёры. Вам что важнее ли обиднее, что кто то поедет в Рим или ещё куда то или люди, живущие и говорящие на простом РУССКОМ языке. И этим людям, которые пожелали приблизиться к Богу хочется услышать молитвы на языке, на котором они говорят.
Жизнь двигается вперед и надо научиться слышать людей, а всё остальное от лукавого.
От лукавого, как раз, утилитарный язык бытового общения навязывать для святого богослужения. Если уж так хочется на русском молиться, кто вам запретит это делать дома, в личной молитве? А Церковь хранит свои духовные сокровища и ценит!
В точку!!!)
А для кого? Для себя или для людей?