В начале года Контрольно-счетная палата Тверской области направила в региональное Законодательное Собрание отчет по результатам проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятия «Музеефикация Путевого дворца, оборудование экспозиций и выставочных залов, проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности музейных предметов и коллекций (Путевой дворец, XVIII — XIX вв.)«. В «лучших» традициях тверского освоения средств найдена масса нарушений — формальный подход к планированию расходов и обоснованию объема бюджетных ассигнований, завышение цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком, ненадлежащее исполнение обязательство по оплате, игнорирование норм всевозможных региональных и федеральных нормативно-правовых актов и т.д.
Самое удивительное заключается в том, что законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области не определено понятие «музеефикация», что не позволяет однозначно определить перечень расходов, который может осуществляться в рамках реализации этого мероприятия и соответственно оценить обоснованность определения объема выделенных бюджетных средств. Проще говоря, в самом названии программы оказалась солидная брешь, позволяющая чиновникам использовать средства областного бюджета по собственному усмотрению. Этим они и воспользовались.
Главным распорядителем бюджетных средств по «музеефикации» являлся Комитет по делам культуры Тверской области, который в 2015 — 2017 годах исполнил расходы по мероприятию в сумме более 128,6 млн. рублей, или на 95,4% от утвержденных бюджетных ассигнований (134,9 млн. рублей). Несмотря на то, что деньги были доведены до Тверской областной картинной галереи, в период 2015-2016 гг. сложилось низкое исполнение расходов (в 2015 году — 15,9% от объема перечисленной субсидии, а в 2016 году — 54,7%), что привело к появлению у ГБУК «ТОКГ» дебиторской задолженности, и фактически отвлечению значительного объема средств областного бюджета на счета учреждения.
Одной из причин является использование Комитетом формального подхода при обосновании объема бюджетных ассигнований, не учитывался размер дебиторской задолженности «ТОКГ», сложившийся на начало отчетного финансового года, а также возможности по освоению выделенных средств. Формализм — это самый главный порок нынешней бюрократической системы сразу после повальной коррупции. В городе Твери случались вопиющие факты, когда средства приходили на счета бюджетополучателей 31 декабря. Формально средства перечислены, а то что их освоить уже невозможно — не проблема чиновников. При этом низкое исполнение расходов вовсе не привело по отчетам к какому-либо снижению результативности. Например, в госпрограмме «Культура» показатель результативности мероприятия «Количество государственных музеев Тверской области, в которых проведены работы» в 2015-2017 годах достигнут (план — 1 ед., факт — 1 ед.) Ну ведь проведены же.
Как указывает КСП, это свидетельствует о том, что установленный ГП «Культура» показатель результативности «не соответствует критериям адекватности, объективности и согласованности, установленным пп. «а», «в», «и» п. 14 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 24.09.2012 №545-пп«. От себя добавим — и критериям здравого смысла.
При этом Комитет в приказах о распределении субсидии не установил в качестве условия использование проекта приспособления помещений под экспозиции фондовых коллекций картинной галереи, разработанного в рамках государственного контракта (цена контракта — 2,6 млн. рублей), что наряду с использованием законодательно неопределенного термина «музеефикация» фактически позволило ГБУК «ТОКГ» использовать средства субсидии по собственному усмотрению. Не осуществлялся анализ фактической потребности картинной галереи в субсидии, не учитывались заключенные учреждением контракта и экономия, сложившаяся по итогам торгов. В итоге миллионы бюджетных средств были отвлечены на дебиторскую задолженность ГБУК «ТОКГ».
Руководством картинной галереи не была сформирована единая смета по реализации мероприятия, осуществлялось формирование отдельных смет по субсидии предоставленной в 2015-2017 гг., по остаткам неиспользованной субсидии прошлых лет, что, по мнению КСП, не позволяет оценить существующую потребность в приобретении оборудования и услуг. То есть даже областной контрольный орган не может определить, что из всего этого действительного было необходимо, а что делалось только ради освоения средств. А ведь речь идет приобретенном оборудовании на сумму почти 108 млн. рублей!
В ходе выборочного анализа контрактов, КСП установило, что в контрактах, заключенных с единственным поставщиком (на сумму 16,7 млн. рублей) отсутствовал единый подход при оформлении результатов приемки поставленных товаров, кроме того цена таких контрактов в ходе торгов оставалось неизменной, в результате чего завышение цены составило 5,1 млн. рублей. Что это — обычная чиновничья неэффективность или нечто большее? Мало того, в ходе контрольного мероприятия выяснилось, что подсистема контроля прохода посетителей с функциями управления потоками посетителей, защиты от несанкционированного доступа на территорию музея, входящая в состав автоматизированной системы для продажи билетов, не функционирует, что может свидетельствовать о некачественных поставках. Гарантийный срок, конечно, уже истек, хотя оплата за систему была проведена в полном объеме (более 1,9 млн. рублей).
В общем, не зря данный отчет был направлен в областную прокуратуру. Хотя у нас нет никаких особых надежд, что по фактам нарушений будут проведены серьезные проверки, что виновных накажут и что такого больше не повторится. Нет, как показывает опыт, происходит как раз обратное — подобное неэффективное и возможно даже коррупционное использование средств становится нормой, ничего не меняется, а проверки становятся формальными. Можно ли переломит эту ситуацию? Не в наше время. Впрочем, это не означает, что другое время рано или поздно не наступит…