На днях Ржев посетил российский публицист, бизнесмен и путешественник Ян Левин. Своими впечатлениями от этой поездки Ян поделился на личной странице ВК. Путешественнику показалась, что величественный мемориал советскому солдату окружён не совсем уместными атрибутами…
«У меня название этого города давно уже ничего, кроме мурашек не вызывает, наверное, потому что интересуюсь военной историей, прочитал множество дневников и мемуаров, и хотя бы на толику могу представить, ЧТО творилось подо Ржевом в 1942 и 1943 годах.
Я ехал ко Ржеву с запада по трассе M-9 Рига-Москва, город приближался, и мурашек становилось всё больше, особенно когда всё чаще и чаще стали мелькать придорожные указатели: «Здесь подо Ржевом погибла 29-я армия.», «Воинское захоронение. 12 500 человек» — и небольшая стрелочка налево. «Братская могила. 6500 человек» — и стрелочка направо.
И чем ближе к Ржеву, тем стрелочек больше. Места очень тяжёлые.
Огромного, чёрного призрака, Ржевского Солдата, склонившего голову над верхушками деревьев, довлеющего над этими гиблыми лесами, как бы наблюдающего за ними, я увидел издалека, за несколько километров.
Он приближался, увеличивался, и усиливались мои эмоции.
А потом… а потом бамц!
Светофор, поворот, огромная парковка, ряд полосатых торговых палаток, толпы народа, ржущие экскурсионные школьницы, групповые фото, одиночные селфи, онлайн стримы, магнитики-сувениры, футболки «Мы за Родину пали но она спасена», деревянные автоматы и пистолеты для детей, мужички продают со столиков монеты-значки-стреляные гильзы, в толпе снуют парни, впаривающие победные флажки и цветы на возложение, предлагающие квартиру в Ржеве посуточно (!), на территории самого монумента — кафе с зонтами цвета хаки, где ребята в пилотках отпустят тебе порцию каши из полевой кухни.
Всё в лучших традициях жанра!
Я не собираюсь никого осуждать, мне всегда было чуждо это амплуа. Я и сам не знаю, где проходит тонкая грань между победобесием и популяризацией собственной истории.
Могу зафиксировать лишь собственные эмоции: на противоходе с моим настроением, ожиданиями, ощущениями, увиденное выбило меня крепко, на несколько часов.
Сам Ржевский Солдат, открытый лишь 2 месяца назад — неоднозначный и интересный монумент, о нём я попробую рассказать отдельно».