Читатели из поколения постарше наверняка помнят нашумевший в своё время советский фильм «Средь бела дня…» с Валерием Золотухиным в главной роли. В основе сюжета – проблема пределов необходимой обороны. Герой фильма – простой рабочий мебельной фабрики Константин Мухин, образ которого воплотил гениальный артист, в выходной день вместе с женой, маленьким сыном и друзьями выезжают для отдыха за город. Однако рядом с ними оказывается компания выпивших молодых людей. Они провоцируют отдыхающих на конфликт, в том числе наносят удары женщинам и маленьким детям. Мужчины пытаются оказывать сопротивление, но хулиганы явно сильнее. В какой-то момент Константин Мухин хватает подвернувшееся под руку полено и наносит два удара по голове главарю хулиганов, отчего тот погибает. Мухина собираются наказать очень строго, некоторые даже предлагают расстрелять его.
Похожая криминальная драма разыгралась 2 мая прошлого года в Тверской области. Об этой громкой истории по «горячим следам» писал наш портал. Всё произошло в деревне Михайловское Калининского района.
Если кратко, в тот злополучный день сотрудник местного лесхоза Александр Зобенков во дворе своего дома вместе с семьёй и друзьями отмечал день рождения супруги. Внезапно произошёл конфликт с пожилой соседкой: маленькая собачка одного из гостей Александра облаяла соседских коз. Между соседями возникла перепалка. Пенсионерка не ограничилась устными замечаниями – по телефону она пожаловалась на Александра и его друзей своему сыну, находившемуся в тот момент в Подмосковье. Сын пенсионерки, недолго думая, взял на подмогу трех приятелей. Предварительно вооружившись черенком от лопаты, они поехали на «разборки». Вломившись во двор к Зобенковым, компания с ходу стала избивать гостей. Одному из них черенком от лопаты проломили голову, его спутнице перебили ноги.
По словам А. Зобенкова, спасая жену и маленькую дочку, он схватил кухонный нож и в течение нескольких секунд тяжело ранил троих нападавших, которые вскоре скончались. Четвёртый нападавший, уроженец республики Дагестан, успел убежать. В результате расследования выяснилось, что агрессоры были пьяны.
Александр Зобенков сам вызвал скорую и полицию. Он сразу же был помещён под стражу.
Дело было передано в Тверской областной суд. Зобенкову предъявили обвинение даже не в превышении необходимой самообороны или убийстве в состоянии аффекта, а в преднамеренном тройном убийстве! Прокуратура запросила для него 18 лет колонии строгого режима. В то же время, по факту «налёта» на дом уголовное дело даже не возбуждалось.
У людей, лично знающих Александра, да и у большинства из тех, кто читал про эту историю, происходящее вызывает недоумение, если не сказать – негодование. Ведь, по сути, человек, как мог, пытался, защитить свою семью от вломившихся в ЕГО ДОМ четырёх здоровых мужиков, использовавших для расправы черенок от лопаты.
«Большую несправедливость сложно себе представить», — солидарны многие пользователи соцсетей, которые обсуждают эту историю. Сюжет о деле Зобенкова появился канале «360» и, судя по всему, ведущий программы – опытный «криминальный» журналист Максим Селиков, полностью на стороне Александра.
А теперь вернёмся к замечательному советскому фильму «Средь бела дня…». Суд над убившем хулигана Константином Мухиным проходит как показательный процесс в заполненном районном клубе. Сначала собравшиеся настроены на то, что убийца должен быть наказан максимально сурово. Однако, по мере выяснения обстоятельств случившегося, симпатии зала резко меняются — в ответ на страстное восклицание Мухина о том, что же должен делать человек, когда ему плюют в душу, старик, ветеран войны, выкрикивает: «Убивать! Убивать!». Неожиданно для всех государственный обвинитель вступается за подсудимого и произносит речь в его защиту. Однако суд всё равно приговаривает Мухина к семи годам заключения в колонии усиленного режима. В самом конце фильма сообщается, что по протесту прокурора приговор был отменён и при новом рассмотрении дела Мухин был полностью оправдан.
Самое важное — фильм был основан на реальных событиях времён СССР.
Но в нынешних российских реалиях, в отличие от «тоталитарного совка», всё по другому. Вот что сказал Александр в последнем слове на суде.
«Моя семья – это самое дорогое, что у меня есть. Неужели обвинение думают, что я умышленно лишил себя всего того, чего добивался всю жизнь? Я остался один против четверых физических крепких мужчин, которые активно действовали. Хотел пресечь общественно опасное деяние. Как только опасность миновала, сам позвонил в «скорую» и «полицию». Но изначально я не хотел никого убивать».
Это уже далеко не первый случай с подобной трактовкой закона, — говорят эксперты. Увы, следственная и судебная практика в делах самообороны в РФ обычно носит обвинительный характер. Поэтому в опасных ситуациях у среднестатистического россиянина выбор, как правило, небольшой. Либо пасть от руки преступников, либо защитить свою жизнь и жизнь близких, но самому сесть на скамью подсудимых, превратившись из жертвы в обвиняемого…
По мнению правозащитников, Зобенков должен добиться, чтобы его дело рассмотрел суд присяжных – так больше шансов если уж не на оправдательный приговор, то хотя бы на его значительное смягчение.