Самым распространенным обвинением в адрес волков является то, что они вредят сельскому хозяйству и «отнимают» добычу у охотников. «Вали на серого, серый все снесет», «Пастух ворует, на волка поклеп» — гласят русские народные пословицы.
Но вот что поразительно, если человек не вмешивается в естественный ход жизни волков, то стая, сформированная на основе семьи, состоящая из ряда семейных групп, разделивших между собой определенную территорию, как правило, не наносит вред ни сельскому, ни лесному хозяйству. Характерной особенностью таких стай является ограничение размножающихся пар волков, т.е. авторегуляторные механизмы стабилизации численности.
Если же волки, благодаря вмешательству человека, объединяются в природе из разных стай, у них наблюдается совершенно другое поведение. В таких стаях царит жестокая иерархия при столкновении отдельных членов, нередко заканчивающемся гибелью одного из животных. Неумелая охота волков на крупных копытных, порождает уничтожение большого количества жертв, несообразно возможному потреблению, особенно среди домашних животных. Поскольку пока доминирующие волки, из стихийно организованных стай, кормятся у одной добычи, подчиненные особи, оставаясь, длительное время голодными, могут организовать новые охоты. При появлении в подобной группе молодняка такое поведение в результате обучения передается по наследству и становится семейной традицией. Высокий уровень агрессивности и отсутствие отношений лояльности, наблюдаемые в группах случайно объединенных взрослых и молодых животных, автоматически ведут к увеличению числа уничтожаемых жертв. Переходу к охоте на домашних животных способствует большая трудность охоты на диких копытных, требующая четкой согласованности действий между всеми членами стаи. Подобное же почти недостижимо, если структура группы определяется только соотношением агрессивности отдельных животных. В таких стаях доминирующие особи упитаны выше меры, подчиненные же – худые, покрытые шрамами и ссадинами.
Возникновение стай с дефектной структурой из немногих уцелевших после бездарных охот, в данном районе волков, объединяющихся благодаря наличию у них общественного инстинкта, может вести к целому комплексу нежелательных эффектов, в том числе отсутствие четких границ территории групп приводящих к исчезновению буферных зон между стаями, обеспечивающих воспроизводство копытных. Подобные стаи могут тяготеть к человеческому жилью и успешно приспосабливаться к новым экологическим нишам.
Излюбленным обвинением человека по отношению к волкам является то, что якобы копытные перевелись в данных угодьях, благодаря деятельности волков. Но давайте посмотрим, что по этому поводу говорят ученые, натуралисты и настоящие охотники.
Взять хотя бы наблюдения всем известно Ф. Моуэта и его выводы. «Сколько сказано и написано об оленях, истребляемых волками! И как мало говорится об оленях, убиваемых человеком! В первом случае ложь получает широкую официальную поддержку, во втором – правда замалчивается».
А ведь это действительно так. Человек совершил преступление, нарушив все законы об охоте, оставил в лесу раненное животное. Эти звери были обречены на мучительную гибель. Были вычеркнуты из списка жизни. Волки нашли их и привели приговор природы в исполнение. И тут же попали под санкции человека.
Одолеть взрослого, здорового лося волки могут лишь коллективно, да и то не всегда. Ударом копыта он ломает волкам хребты. Крепкого лося взять трудно, ученые считают, что самцы гораздо чаще попадают в зубы волкам. Настигая самцов, ослабевших в период гона, хищник помогает сохранить нужное соотношение полов. Остаются лучшие самцы-производители, дающие жизнестойкое потомство. Ведь первое что приходит на смену уничтоженного хищника – паразиты, гораздо сильнее ударяющие по травоядным. В Татрах, куда случайно забрели несколько волков, одно стадо оленей, находящееся под «опекой» хищников, заметно оздоровилось по сравнению с другими стадами.
И если человек на охоте извлекает выгоду только для самого себя, то волк в голодное время является кормильцем, пусть и не вольным, для многих более мелких зверей и птиц, оставляя им часть своей добычи. Запасенное и припрятанное волками мясо используется даже кабанами. То есть то, что традиционно рассматривается человеком, как съеденное волками, идет на питание другим животным.
В последнее время появились исследования, что жертвой волков в большинстве своем становится не продуктивная часть популяций копытных. В результате ее гибели, остается больше корма у зрелых, физически здоровых животных и как следствие этого повышается их плодовитость.
Без волка и других хищников прогресс природы невозможен.
Источник текста и фото — группа ВК «Реабилитационный центр диких животных «Ромашка»